«Транснефть» отреагировала на предложение «Роснефти» по контролю качества экспортной нефти. Компания по пунктам ответила главе совета директоров компании Герхарду Шредеру, предлагавшему привлечь к контролю независимых экспертов
Компания «Транснефть» не согласилась с идеей «Роснефти» в обязательном порядке привлекать независимых экспертов для контроля качества нефти в трубопроводах. Официальную позицию компания изложила в сообщении, опубликованном на своем сайте.
«Очевидно, что полное исключение возможности попадания в систему МН некачественного сырья вследствие «человеческого фактора», в том числе умышленных преступных действий, в принципе невозможно. В то же время разработанные компанией мероприятия комплексно взаимоувязаны и направлены на снижение указанного риска», — заявили в «Транснефти».
В «Транснефти» не согласились с заявлением «Роснефти», в котором та утверждала, что инцидент с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба» нанес «огромный имущественный и репутационный ущерб российским поставщикам, существенно подорвав доверие к качеству российской нефти». В «Транснефти» напомнили, что даже в период загрязнения магистральных нефтепроводов поставки европейским потребителям продолжались. Значительная часть сырья отправлялась из портов в Усть-Луге и Приморске, входящих в систему «Транснефти».
«Роснефть» предлагала привлечь независимых экспертов для контроля качества поступающей в систему трубопроводов нефти. В ответ в «Транснефти» напомнили, что сейчас приемо-сдаточные пункты, через которые сырье идет в трубы, не находятся под контролем «Транснефти». Против этой практики компания возражает, настаивая на том, чтобы их передали под ее операционное управление. Только так можно эффективно контролировать качество идущей в трубопроводы нефти.
«Выдвигаемые ПАО «НК «Роснефть» обвинения компании в монополизации процесса контроля качества нефти представляются странными и надуманными, так как ПАО «Транснефть» является субъектом естественной монополии в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам», — подчеркнули в «Транснефти».
В связи с этим компания отказалась поддержать предложение «Роснефти» о привлечении независимых наблюдателей, которые на обязательной основе ежедневно контролировали бы качество сырья, поступающего в трубопроводы. Такая практика сейчас не используется ни одной нефтяной компанией, напомнили в «Транснефти», поскольку международные эксперты сейчас «не несут практически никакой ответственности перед клиентами за достоверность результатов проведенной ими проверки качества нефти».
В то же время привлечение независимых контролеров на добровольной основе в «Транснефти» считают верным решением. «Компания считает оптимальной сложившуюся практику, при которой заинтересованные участники рынка транспортировки нефти имеют возможность привлекать независимые сюрвейерские компании для осуществления дополнительных проверок качества нефти на добровольной основе и за свой счет», — говорится в сообщении.
В середине апреля Белоруссия пожаловалась на то, что по магистральному трубопроводу «Дружба» из России поступает экспортная смесь Urals, в которой в десятки раз превышено содержание хлорорганических соединений. Загрязнение магистрального экспортного трубопровода привело к сбоям в отгрузке нефти потребителям, часть стран — импортеров российского сырья прекратили его принимать.
Глава совета директоров «Роснефти» Герхард Шрёдер в конце августа обратился к премьеру Дмитрию Медведеву и изложил план, в котором для предотвращения аналогичных ситуаций в будущем предложил нанять независимых инспекторов (сюрвейеров). Они должны были бы ежедневно проверять качество нефти в трубопроводах «Транснефти». Также он предложил усилить контроль за мини-НПЗ и расширить перечень информации, которую «Транснефть» должна раскрывать нефтяным компаниям.
Советник президента «Транснефти» Игорь Демин в интервью «Ведомостям» 30 августа возможность привлечения сюрвейеров к контролю качества нефти не исключал. Однако, отмечал он, это произойдет только в том случае, если сами нефтяные компании профинансируют оплату их услуг — сама «Транснефть» за работу международных экспертов платить не намерена.
Георгий Тадтаев
По материалам: “РБК”