Знакомая незнакомка

Так чаще всего в своих репортажах из Индии называет эту страну наш неутомимый путешественник по белу свету Михаил Юровский. Сегодня мы начинаем публиковать некоторые его заметки, в которых автор рассматривает Индию именно с этой точки зрения

Энергия умиротворения

Наконец я попал-таки в Варанаси, в город, священный для трех религий — индуизма, буддизма и джайнизма (Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. — Ред.). Этому городку не менее трех тысяч лет, и он, по некоторым оценкам, считается самым древним поселением.

Именно здесь я оказался на церемонии Аарти. Это когда воздают славу богам, поют мантры, а действия местных священников олицетворяют поклон огню, воде, земле, воздуху и эфиру вместе взятых. Действо это на берегу Ганги было насыщено смыслом и теплом людских сердец. Несмотря на стоявшую духоту, я не испытывал никакого дискомфорта — только энергию умиротворения.

Молодые жрецы, стоя на помостах в белых одеждах, вращали чадящими благовониями, а рядом звучали горны из природных огромных ракушек. Здесь собираются люди со всей Индии, чтобы почтить память богов. Кто бы и где бы в этот момент ни находился — на ступенях ли перед рекой, на лодках ли в водах Ганги — все готовы испытать священный трепет перед лицом славы вечных Богов.

После окончания церемонии люди встают на ноги и идут к реке, чтобы спустить по ней ритуальные венки со свечами, а также усыпать воды Ганги лепестками живых цветков.

Атмосфера приподнятости и яркости происходящего просто зашкаливает!

Город мертвых

Увы, но Варанаси называют еще и так, и это не выдуманная страшилка, а реальность бытия.

Помните у Высоцкого? «Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем…».

«Благодаря» этой религии и существует здесь этот жестокий обряд — сжигание умерших на кострах. Говорят, что чуть не каждый из миллиарда индусов мечтает сжечь свое тело именно в Варанаси. Еще большей почестью считается, чтобы твой прах попал в реку Ганга.

Крематории на открытом воздухе дымят 365 дней в году и 24 часа в сутки. Ритуал выполняется на каменных ступенчатых сооружениях — гхатах (они же, кстати, служат местом ритуального омовения индуистов).

Самым большим гхатом в городе, использующимся для кремации, считается Маникарника. Здесь кремируют около 200 тел в день. Семьи привозят сюда покойников, умерших естественной смертью, и ждут своей очереди к погребальному костру. Все смешивается в один бесконечный сюжет — гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза «Рам нам сагагэ», призывающаю к тому, чтобы в следующей жизни этого человека все было хорошо.

Считается, что процесс горения должен начаться из рта усопшего. Горючей жидкостью поливают кляп, который засовывают в рот покойнику и поджигают.

Для поминального костра богатые используют очень дорогое сандаловое дерево, остальные обходятся дешевым тиком. При этом и тот, и другой материал по причине высокой своей маслянистости не дают запаха от горения человеческого тела.

Увидев эту картину после церемонии Аарти, также проходившей на Ганге, но на противоположном ее берегу, поймал себя на мысли, что попал на съемки какого-нибудь остросюжетного фильма ужасов. Так великая и священная для каждого индуса река разделяет печаль и радость, жизнь и смерть.

Михаил Юровский

“Новый вторник”

Ранее

Во всем виновата… женщина

Далее

Спасайте себя сами

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru