Дерипаска рассказал о дорогих российских кредитах
Подконтрольная Олегу Дерипаске группа ГАЗ после попадания под санкции избавилась от долгов перед западными кредиторами, однако ее задолженность в России выросла, пишет The Wall Street Journal. По словам миллиардера, поддержка от государства «не достается даром».
Группа ГАЗ, подконтрольная миллиардеру Олегу Дерипаске, избавилась от долгов перед западными кредиторами после попадания под санкции США, но увеличила объем кредитов, полученных в России при поддержке государства. Об этом бизнесмен рассказал газете The Wall Street Journal.
По его словам, заимствования на внутрироссийском рынке обходятся ему на 20% дороже. Сейчас долг перед российским государством достиг $1,4 млрд. «В конце концов, есть кредитор на крайний случай и инвестор на крайний случай», — сказал Дерипаска, отметив, что благодаря полученным при поддержке государства кредитам его бизнес выдерживает давление американских санкций. При этом ГАЗу, скорее всего, придется пойти на сокращения сотрудников в случае введения дополнительных санкций, заявил миллиардер WSJ.
В то же время он считает, что выделенные государством займы и кредиты усиливают влияние властей на частные компании: «Любая государственная субсидия не достается даром». Рост влияния государства на экономику через финансовую поддержку бизнесмен назвал «мягкой национализацией».
Дерипаска рассказал изданию, что предлагал американскому Минфину снять ограничения с группы ГАЗ в обмен на его отказ от контроля над предприятием, как это было в случае с UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго». Но OFAC (подразделение Минфина США, которое отвечает за правоприменение в области санкций) не ответило на это предложение: «Они и слышать об этом не хотят, их это не интересует».
В конце августа Дерипаска побывал на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде, где встретился с сотрудниками и рассказал им о влиянии санкций, писал РБК. Тогда предприниматель заверил рабочих, что санкции — это надолго, и компании остается бороться за продление лицензий OFAC. В последний раз срок, до которого совершение сделок с предприятием без угрозы санкций будет возможным, продлили до 8 ноября. Позже на Восточном экономическом форуме бизнесмен сказал, что в России «фактически нет независимой банковской системы», а консолидация отрасли ЦБ привела к росту процентных ставок.
Миллиардер и подконтрольные ему компании оказались под санкциями в апреле 2018 года. Санкции должны были лишить американских граждан и компании возможности вести бизнес с ними, а также помешать взаимодействию с любыми другими зарубежными компаниями, которые рисковали попасть под вторичные санкции. В январе Минфин США снял санкции с трех компаний — En+, UC Rusal и «Евросибэнерго». Для этого Дерипаске отказаться от контроля в них.
В марте Дерипаска подал в суд округа Колумбия иск к Минфину США, главе ведомства Стивену Мнучину, OFAC и его руководителю Андреа Гаки. В заявлении говорилось, что, кроме санкций, значительный ущерб его репутации и финансовому состоянию нанесло решение Минфина включить его в «список олигархов», близких президенту Владимиру Путину. Ущерб бизнесмен оценил в $7,5 млрд. Дерипаска требовал убрать его имя из санкционного списка и из кремлевского доклада, а также «перестать называть его олигархом». В июне бизнесмен обратился к OFAC с ходатайством о внесудебном пересмотре его включения в санкционный список, объяснив это тем, что не владеет «Евросибэнерго», и OFAC это признал. А в начале августа Мнучин попросил федеральный суд Вашингтона отклонить иск предпринимателя, заявив, что иностранный гражданин не может жаловаться американскому суду на ущемление своих прав.
Клара Минак
По материалам: “Forbes”