Полёт на пределе

Причиной трагедий с военной авиацией всё чаще становится усталость техники

Какой злой рок преследует российское военное ведомство? В начале сентября произошли сразу три авиакатастрофы. Вслед за штурмовиком Су-25УБ, разбившимся в Ставропольском крае, в аварию попал военный вертолёт Ми-8. Затем под Липецком во время тренировочного полёта столкнулись два самолёта Су-34. В одном случае человеческих жертв, увы, избежать не удалось – погибли два пилота штурмовика.

Погибшие выполняли учебно-тренировочный полёт на «Граче» – так на сленге военных называют этот старый, выпускающийся с 1978 года самолёт, находившийся в составе 368-го штурмового авиационного полка. Сначала прошло сообщение, что пилоты катапультировались. Это выглядело правдиво – оба лётчика имели большой опыт, они не раз выполняли задачи в Сирии. Во время учений они тренировали фигуры высшего пилотажа, при выполнении одной из них, «мёртвой петли», самолёт врезался в землю.

Поначалу рассматривалось две версии причины аварии – ошибка пилота и техническая неисправность самолёта. По информации источника «Нашей Версии», сейчас остаётся одна – заводской брак крыла штурмовика.

Самолёты устали

В последние годы в Российской армии участились ЧП в воздухе, причиной которых становятся именно технические проблемы летательных аппаратов. Обращает на себя внимание, что в аварии попадают преимущественно старые машины. Назначенным ресурсом техники в авиа­ции считаются 25 лет, потом он продлевается за счёт ремонтов, доработок и замены агрегатов. Однако при больших нагрузках в самолётах и вертолётах может появляться так называемая усталость металла, когда под воздействием вибраций механические свойства материалов меняются, что приводит к отказам и поломкам. При этом следует учитывать тот факт, что сейчас боевая подготовка в войсках стала более интенсивной, что, безусловно, является заслугой руководства Минобороны. Однако при этом во многих случаях для обучения пилотов используются старые самолёты. Дело в том, что производство новых машин возобновилось только сейчас, потому многие находящиеся в эксплуатации самолёты были выпущены ещё во времена СССР и могли прий­ти к своему назначенному ресурсу.

В связи с этим несколько иначе видятся причины катастрофы, произошедшей 5 сентября в районе посёлка Соколовый Саратовской области. Во время разгона по взлётно-посадочной полосе опрокинулся и загорелся вертолёт Ми-8. По предварительной версии, причиной аварии было разрушение одной из стоек шасси. После опрокидывания экипаж в количестве трёх человек сумел экстренно покинуть горящую машину. Сказалась «усталость металла»?

Также сложно сказать, насколько качественно работают ремонтные предприятия. Долгое время весь комплекс авиационно-ремонтных заводов находился в руках печально известного «Оборонсервиса», в связи с чем возникают предположения, насколько коррупция могла поразить и ремонтные предприятия. Кстати, статистика показывает, что количество аварий значительно возрастает в период с июля по сентябрь. Судя по всему, высокие температуры тяжело сказываются как на людях, обслуживающих авиационную технику на земле, так и на самой технике.

Некому чинить

Кроме вызывающего тревогу состояния техники есть и другая проблема – подготовка лётного состава. Здесь впору вспомнить реформы бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. При нём в стране было резко сокращено количество авиаучилищ, в том числе тех, где готовили авиа­ционных техников. Так, Военно-инженерная академия имени Жуковского оказалась присоединена к Военно-воздушной академии имени Гагарина, после чего оба учебных заведения были выведены в Воронеж, а к новому комплексу присоединили в качестве филиалов оставшиеся училища в Краснодаре, Сызрани и Челябинске. Это, по мнению экспертов, сильно сказалось на качестве подготовки личного состава авиачастей.

Потому причина авиакатастроф может быть связана как раз с сокращением набора инженеров в предыдущее десятилетие и снижением престижа профессии авиационных техников. Сейчас они числятся в частях на сержантских должностях, хотя прежде многие из них занимали офицерские должности. Это приводит к оттоку квалифицированных специалистов. Также эксперты считают, что в частях ВВС утрачена чёткая процедура инженерного обслуживания техники, существовавшая в советское время.

Фото: РИА Новости

Сказывается и подготовка лётчиков. По предварительным данным, именно недисциплинированность пилотов могла стать причиной столк­новения двух самолётов Су-34, произошедшего 6 сентября над Липецкой областью. Во время полёта пилоты сначала потеряли друг друга из виду, затем ведущий ударил ведомого концом крыла по кабине, а при попытке совершить манёвр самолёты столкнулись ещё раз, отчего в двигатель одного из бомбардировщиков попали обломки. К счастью, оба самолёта в конце концов удалось посадить, однако специалисты назвали это настоящим чудом. Сами самолёты получили значительные повреждения – у одной машины в результате происшествия повреждены кабина, двигатель и фюзеляж, у второй оторвалась законцовка крыла с аппаратурой комплекса радиоэлектронного противодействия. По всей видимости, оказался уничтожен комплекс с аппаратурой радиоэлектронной борьбы «Хибины-У». В итоге вину за случившееся столкновение в воздухе возложили на лётчиков – теперь им предстоит возместить стоимость ремонта боевых самолётов, исчисляющуюся миллионами рублей.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Авиапроисшествия – это комплексная проблема. В большинстве авиационных частей самолёты старые и изношенные. На это накладывается недостаток финансирования боевой подготовки лётчиков. Например, очевидно, что различные парады с привлечением военной авиации ломают систему подготовки. Также в авиационных частях наблюдаются проблемы с мотивировкой пилотов к службе, отчего они бегут из военной авиации в гражданскую.

Кстати

ЧП с военными самолётами в 2018–2019 годах

2018

18 октября учебный самолёт Л-39 разбился во время учебно-тренировочного полёта. Воздушное судно упало в Азовское море неподалёку от населённого пункта Должанская Краснодарского края. Оба пилота погибли.

5 октября истребитель МиГ-29, принадлежащий Лётно-исследовательскому институту имени М.М. Громова, разбился при выполнении учебно-тренировочного полёта, самолёт упал в Подмосковье. Оба лётчика катапультировались.

19 сентября в Нижегородской области истребитель МиГ-31 потерпел крушение во время планово-тренировочного полёта. Оба лётчика катапультировались.

18 мая на аэродроме в Пермской области при движении по взлётно-посадочной полосе произошло возгорание правого двигателя у самолёта МиГ-31. Экипаж выполнил экстренное торможение, двигатель был потушен силами штатного пожарного расчёта. Никто не пострадал.

12 апреля в Воронежской области потерпел аварию самолёт Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища лётчиков в городе Борисоглебске. В ходе планового учебно-тренировочного полёта у воздушного судна возникла техническая неисправность одного из агрегатов, препятствующая продолжению полёта. Оба пилота – лётчик-инструктор и курсант –катапультировались.

2019

22 января в Мурманской области совершил жёсткую посадку стратегический бомбардировщик ТУ-22М3. Авария произошла при попадании самолёта в снежный заряд при выполнении планового полёта. Погибли два члена экипажа, ещё двое пострадали.

18 января на Дальнем Востоке при выполнении планового учебно-тренировочного полёта над акваторией Японского моря в 35 километрах от берега произошла авария двух бомбардировщиков Су-34. При отработке маневрирования в воздухе они коснулись друг друга. Экипажи бомбардировщиков катапультировались. Один из лётчиков был спасён, двое погибли.

Александр Степанов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Курорт «Роза Хутор» опубликовал первый Отчет об устойчивом развитии

Далее

Шпион вышел вон...

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru