Суд впервые развернул сделку по продаже государством частного банка

Суд признал недействительной продажу банка из группы «Лайф» Агенством по страхованию вкладов. В 2016 году покупателем выступил владелец юрфирмы-консультанта АСВ, и теперь суд признал связь участников сделки. Судебное решение имеет прецедентный характер, говорит юрист

Арбитражный суд Москвы в начале октября признал недействительной сделку по продаже Агентством по страхованию вкладов (АСВ) ивановского Национального банка сбережений (НБС), некогда входившего в банковскую группу «Лайф». Этот банк в 2016 году купил Артем Зуев, владелец компании «Кворум дебт менеджмент групп», которая предоставляла агентству услуги по поиску активов.

Прецедентное дело

Судебная тяжба по поводу продажи банка тянется уже несколько лет, прошла три инстанции и вернулась обратно в первую. Иск подали компании «Автоцентр» и «Трансфорвардингвосток» — два кредитора Пробизнесбанка, головного банка группы «Лайф».

Это первый случай, когда в суде удается оспорить продажу банка агентством, говорит партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров. По словам юриста, это дело имеет характер прецедента.

Похожий иск сейчас рассматривается и по сделке по продаже АСВ другого банка группы «Лайф» — «Пойдем!», который с торгов в ноябре 2016 года купил Совкомбанк. Банк достался тогда ему за 382 млн рублей, а уже через три месяца был продан новым инвесторам, среди которых был менеджмент «Пойдем!». Позже среди акционеров появился Михаил Кузовлев (33,5%), который в свое время занимал пост главы дочки АСВ — банка «Российский капитал». Истец по продаже «Пойдем!» — компания «Автоцентр».

Кто же сейчас владеет НБС? Артем Зуев, который приобрел банк три года назад, фигурирует в расследовании The Bell как человек, предлагавший в 2016 году экс-владельцам рухнувшего Пробизнесбанка Сергею Леонтьеву и Александру Железняку дать список своих активов в обмен на защиту от реального срока в колонии. Зуев действовал от имени консультанта АСВ — компании «Кворум» — и общался с экс-владельцами группы «Лайф» якобы как эмиссар первого заместителя главы АСВ Валерия Мирошникова и полковника ФСБ Кирилла Черкалина (сейчас первый покинул страну, второй арестован). Сам Зуев в разговоре с Forbes опроверг, что действовал от имени Мирошникова и Черкалина, и заявил лишь, что передал Леонтьеву и Железняку, что «Кворум» будет действовать жестко.

Как продавали банк

Летом 2015 года Банк России лишил лицензии Пробизнесбанк. Остальные четыре банка, входящие в группу «Лайф», — «ВУЗ-банк (Екатеринбург), «Экспресс-Волга» (Саратов), Национальный банк сбережений (Иваново), Банк24.ру (Екатеринбург) — регулятор отправил под управление АСВ.

Через несколько месяцев после санации компания Зуева «Кворум дебт менеджмент групп» выиграла тендер на поиск и возврат активов Пробизнесбанка. Как утверждает Зуев, по факту всю работу проводила компания «Кворум», учрежденная юристом Андреем Павловым. Но так как у них не было аккредитации АСВ, то договор заключался с компанией Зуева.

В апреле 2016 года АСВ выставило на продажу два банка группы «Лайф» — «Пойдем!» и НБС. Последний выставили за 307 млн рублей. После закрытых торгов владельцем НБС стала компания Зуева «Региондевелопмент». Цена сделки составила всего 90 млн рублей.

Здание Арбитражного суда города Москвы. (Фото Стояна Васева / ТАСС)

После этого два кредитора Пробизнесбанка «Автоцентр» и «Трансфорвардингвосток» решили в суде оспорить сделку. По мнению истцов, аукцион не должен был проводиться в закрытой форме со сбором заявок всего за три дня. Также истцов смутило, что одна из компаний Зуева была расположена по одному адресу с торговой площадкой, проводившей торги, хотя Зуев свою аффилированность с площадкой отрицает. Кроме того, истцы указывали, что оценка стоимости акций банка выше — 458 млн рублей.

Суд согласился с этими доводами и решил, что была «заинтересованность» между компанией Зуева, оператором торговой площадки и конкурсным управляющим. В итоге суд признал недействительными торги по продаже НБС и постановил вернуть акции банка в конкурсную массу Пробизнесбанка. В свою очередь, компания Зуева должна получить из конкурсной массы 90 млн рублей, которые она потратила на приобретение.

«Деньги вместо стульев»

Зуев утверждает, что лично не занимался приобретением банка — над этим работала команда аналитиков «Региондевелопмента». «Я знал об этой сделке и решение мы принимали коллективно, меня как акционера согласовывал ЦБ, — говорит Зуев Forbes. — Но утверждение, что был какой-то сговор и я не случайный покупатель — полная чушь».

«Этот актив настолько маленький в масштабах моего бизнеса, что он мне неинтересен, и результаты суда мне тоже неинтересны», — говорит Зуев. По его словам, банковское регулирование сильно ужесточилось в последнее время, «и этот банк далеко не лакомый кусочек». Зуев сомневается, что кредиторам получится быстро продать его. «Я с удовольствием верну и возьму деньги обратно вместо стульев», — заключил Зуев.

В пресс-службе АСВ Forbes сообщили, что агентство не видит конфликта интересов в сделке по продаже банка, так как Зуев на момент покупки НБС не был гендиректором «Кворум дебт менеджмент». Деньги от продажи банка поступили в конкурсную массу и права кредиторов нарушены не были, подчеркивает АСВ. Агентство также указало, что конкурсный управляющий Пробизнесбанка готовит апелляцию.

Юлия Титова

По материалам: “Forbes”

Ранее

Наемники из Израиля

Далее

У Днепра возникли «технические трудности»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru