Пешеходы гонят электросамокаты с тротуаров, велосипедисты — с велодорожек, а водители — с дорог. Где же ездить? На этот вопрос в последние два года пытаются ответить правительства многих стран
«На меня налетел парень на электросамокате, когда я выходил из подъезда», «Я врезался в таксиста, который вылетел из-за поворота», — таких историй в соцсетях десятки каждый день. Электросамокаты (по-английски e-scooters), электровелосипеды, моноколеса и другие средства личного скоростного перемещения заполонили улицы городов. Что может быть удобнее, чтобы добраться до метро? Однако «скутеристы» так резво ворвались на улицы, что вызывают непрекращающиеся споры. Пешеходы гонят их с тротуаров, велосипедисты — с велодорожек, а водители — с дорог. Где же ездить? На этот вопрос в последние два года пытаются ответить правительства многих стран.
Германия
По данным Центра здравоохранения Остина (Техас, США), в 2018 году на каждые 100 000 поездок на электросамокате приходилось 20 травм, половина из них серьезные. В Европе и Америке собираются данные о ДТП со смертельным исходом, счет идет на десятки. Во Франции 60 человек, пострадавших в ДТП с участием электросамокатов, объединились, чтобы подать иск к городу. Пользователи электросамокатов тоже отстаивают свои права, и у них есть сильные союзники вроде стартапов Lime или Bird, поднимающих сотни миллионов долларов инвестиций и предоставляющих электросамокаты в аренду дешево. До весны 2019-го электросамокаты в Германии были запрещены, но федеральный министр транспорта Андреас Шойер — сам любитель покататься. В марте 2018 года он вступил в должность, и чуть больше чем через год бундестаг электросамокаты разрешил. С ограничением скорости 20 км/ч они теперь могут ездить только по дорогам и велодорожкам, но не по тротуарам. Ассоциация пешеходов празднует победу. Ассоциация велосипедистов официально заявила: «Нам теперь понадобится в два раза больше велодорожек».
Ирландия
В Великобритании и Ирландии использование самокатов незаконно, потому что не регулируется никакими правилами. Однако это не означает, что ими не пользуются. В марте в 2019 года в Ирландии дорожная служба активизировала борьбу с нелегальными электросамокатами и начала даже их изымать. Однако владельцы самокатов подняли такую шумиху в прессе, что министр транспорта Ирландии заказала детальное исследование о регулировании этой сферы в других государствах.
В апреле 2019 года английский департамент транспорта в своем твиттере напомнил, что использование электросамокатов в стране незаконно, и «приветствовал усилия полиции расправиться с нарушителями».
Сингапур
Власти Сингапура занялись регулированием электротранспорта раньше, чем европейские коллеги. С 2018 года, чтобы ездить на электросамокате за пределами частной территории, нужно его зарегистрировать и получить номер. Регистрацию можно сделать онлайн — прислать данные о модели самоката, его фото и данные своей кредитки. Если модель считается безопасной, владельцу вышлют уникальный номер, который он должен закрепить на самокате. После этого можно ездить по тротуарам (со скоростью не более 10 км/ч) или по велодорожкам. Гироскутеры, моноколеса и моторизированные инвалидные коляски регистрировать не требуется.
Кстати, большинство электросамокатов, к которым привыкли россияне, в Сингапуре использовать не удастся. Если ваш самокат технически способен разогнаться более чем до 25 км/ч, ездить на нем в публичных местах, то есть везде, просто не разрешат. Фальсификация номеров или нарушение правил движения карается штрафом в 5000 сингапурских долларов (почти 240 000 рублей).
А кое-где самокаты нарушают правила приличия. Саудовская Аравия, например, запретила их в Мекке, после того как один ролик с паломником, совершающим хадж на электросамокате, попал на YouTube.), электровелосипеды, моноколеса и другие средства личного скоростного перемещения заполонили улицы городов. Что может быть удобнее, чтобы добраться до метро? Однако «скутеристы» так резво ворвались на улицы, что вызывают непрекращающиеся споры. Пешеходы гонят их с тротуаров, велосипедисты — с велодорожек, а водители — с дорог. Где же ездить? На этот вопрос в последние два года пытаются ответить правительства многих стран.
Мария Абакумова
По материалам: “Forbes”