Почему исчезает главная река Украины
Редкая птица долетала до середины Днепра, но сейчас пернатым гораздо легче. Главная река Украины страдает от стоков предприятий и городской канализации, ядовитых водорослей, обмеления и заболачивания. Экологи бьют тревогу: только в районе Киева на водной артерии образовалось более 50 островов. «Известия» разбирались в возможных последствиях экологического бедствия.
Цветет и пахнет
По свидетельствам жителей Киева, вода в Днепре зеленеет и источает сомнительные ароматы. На волнах качается всплывшая кверху брюхом рыба. Река практически остановилась, постепенно превращаясь в болото. Владельцам домашних животных рекомендуют не подпускать питомцев к воде. Зоозащитники фиксировали случаи гибели собак, отравившихся токсинами.
Экологи говорят, что только в районе украинской столицы на Днепре образовалось 56 островков. Во многих местах воды практически не видно из-за кувшинок и водяного ореха. Большая мель образовалась возле памятника основателям Киева — Кию, Щеку, Хориву и Лыбеди. «Три года назад мы с оператором приезжали сюда. Тогда здесь еще была вода. Теперь — земля, прорастают деревья», — говорит корреспондентка телеканала ТСН.
Экологи даже организовали для киевских репортеров специальный пресс-тур. Они привезли журналистов на середину Днепра, где показали, что воды там по колено. Похожую прогулку украинским журналистам устраивали два года назад. В 2017 году пресс-тур назывался «Пешком по Днепру. Кто убивает главную реку страны?» И тогда в воду желающие прогуляться погружались по пояс.
Похожая картина наблюдается в других регионах Украины. В Запорожской области вода отошла от береговой линии на десятки метров. Из-за обмеления не состоялся рейд общественников против обмеления. «Только вчера я горько сокрушался из-за падения уровня воды, а сегодня вынужденно отменил патруль, который мы должны были провести совместно с Госрыбагентством. Наш катер «обсох» на месте стоянки, донести его на руках до воды не представилось возможным. Такое вот украинское Аральское море», — написал запорожский активист Олег Топоренко.
Сложная ситуация и с притоками Днепра. «Это речка Любич — волшебная чистая река с проточной прозрачной водой, с чистым-чистым песком. Она впадает в Десну, а потом в Днепр. Еще несколько десятилетий назад Десна была судоходной рекой, где проходили корабли, катера. Сегодня просто аномальная ситуация, которую не помнят местные жители, когда воды в Десне и Любичи по щиколотку. Мы потеряем наши реки», — пожаловалась на видео бывший вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко. Ролик она записала, стоя посреди Любичи.
Коктейль Менделеева
Проблемы у Днепра начались еще в 30-е годы прошлого века. Тогда в рамках индустриализации на реке начали возводить каскад гидроэлектростанций. Они потребовались для обеспечения растущих городов, крупных промышленных предприятий Украины электроэнергией. За годы советской власти было построено шесть крупных ГЭС: Киевская, Каневская, Кременчугская, Среднеднепровская, Днепровская и Каховская. Суммарная мощность станций составляет 3985 МВт. Это около 4% всей вырабатываемой на Украине электроэнергии.
Гидроэнергетику принято считать экологически чистой. ГЭС не загрязняют воздух, как это делают ТЭС, не угрожают окружающей среде, как АЭС. После создания водохранилищ на Днепре упростилось судоходство, улучшилось обеспечение населенных пунктов пресной водой. Решилась проблема наводнений, от которых страдали Киев, Кременчуг, Днепр (Днепропетровск).
Но и негативные последствия оказались серьезными. По сути, Днепр превратился из полноводной и быстрой реки в каскад следующих друг за другом водохранилищ. Течение замедлилось, увеличилась температура воды, изменился ее химический состав, на пути миграции рыб возникли преграды.
Второй комплекс проблем связан с промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми стоками. Экологи называют воду в Днепре коктейлем Менделеева. По данным специалистов, содержание марганца в реке выше допустимого в 3–7 раз, меди — в 13–23 раза, цинка — в 1,5 раза, железа — в 4 раза, фенолов — в 4–6 раз. Тяжелые металлы провоцируют болезни рыб и птиц. Многие традиционные виды просто исчезли. Пропали осетр, чехонь, редкостью стали карп, щука, линь, судак. Большую часть улова теперь составляет сорная рыба серебряный карась, которая ест икру и мальков других рыб.
При этом грязные стоки не только разрушают сложившуюся экосистему, но и создают нечто новое. Фосфаты, которые в неограниченном количестве попадают в Днепр, становятся главной причиной цветения воды. Они приводят к бурному росту цианобактерий (сине-зеленых водорослей). Ученые подсчитали: 1 г фосфатного соединения вызывает рост 5–10 кг сине-зеленых водорослей. Цианобактерии ядовиты для большинства живых организмов, человек при соприкосновении с ними может получить легкие ожоги.
Продукты распада водорослей поглощают кислород и становятся идеальной средой для размножения бактерий. Недостаток кислорода приводит к гибели живых существ, а вода приобретает характерный запах тухлых яиц. Употреблять цианобактерии в пищу способен белый толстолобик, но его в Днепре крайне мало. Для разведения этой рыбы необходимо каждый год выпускать в реки несколько миллионов мальков, но в украинском бюджете такие расходы не предусмотрены.
Третья причина обмеления Днепра — нелегальная добыча песка, грунта с помощью технических судов (земснарядов). Они как пылесосы высасывают дно водоема. Иногда это необходимо для расчистки русла. Но часто бизнесмены ради наживы буквально разрывают реки. Природе свойственно самовосстанавливаться, поэтому в сторону образовавшихся пустот сдвигается грунт, ямы затягиваются, но русло реки меняется. «Я был в антибраконьерском рейде на Кременчугском водохранилище. Там увидел такую картину: берег обрушился, а на берегу было кладбище, и прямо из вот этого речного берега торчат гробы, людскими черепами играют волны. Это жуткая ситуация. А все из-за чего? Потому что в 3 км от этого места кто-то добывает песок», — говорит глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков.
В радиоактивном поиске
Определенные шаги для улучшения ситуации украинские власти предпринимают. В 2012 году Верховная рада утвердила программу развития водного хозяйства и экологического оздоровления Днепра. Она действует до 2021 года. Программу предполагалось выполнить в два этапа. Сначала чиновники хотели определить границы прибрежных защитных полос и восстановить там экосистему, соорудить очистные сооружения. Потом намеревались внедрить водо- и энергосберегающие технологии. На реализацию программы планировалось потратить 46 млрд гривен ($5,7 млрд по курсу 2012 года). Но после смены власти в 2014 году она выполняется кое-как. В 2019 году на расчистку русел рек деньги не выделялись вовсе.
Существует также ряд более узких по тематике госпрограмм, в том числе по искусственному зарыблению водоемов. Однако на эти цели из бюджета деньги тоже либо вообще не поступают, либо их поступает мало. Зарыбление производится на средства рыбодобывающих предприятий, немногочисленных спонсоров и общественных организаций.
В связи с ограниченностью средств Киев рассчитывает на международный проект под названием «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр–Висла». Он предполагает соединение Балтийского и Черного морей, создание судоходной трассы на Висле, Припяти и Днепре. Для этого необходимо построить обводной канал в Польше, шесть-семь плотин и шлюзов на Припяти, а также углубить и расчистить русло Днепра, чтобы там могли пройти суда класса «река-море».
Ожидается, что строительство E-40 позволит перевозить до 4 млн т грузов ежегодно. Евросоюз обещает выделить около €2 млрд. Работа над проектом началась в 2014 году. В ноябре 2018 года Польша начала строительство судоходного канала через Балтийскую косу. В это же время на Днепре на границе Украины и Белоруссии проектируется речной хаб.
На бумаге вроде бы всё здорово — Киев может решить ряд экономических и экологических вопросов. Но экологи бьют тревогу. «Во время работ на Припяти строители взбаламутят радиоактивный ил, который хранит опасные вещества со времен Чернобыльской аварии. Он двинется вниз по Днепру, это может угрожать потерей главной водной артерии страны. Днепровскую воду нельзя будет не только пить, но и использовать для орошения почвы, полива полей. Это может стать катастрофой. В мире нет очистных сооружений, которые могли бы очистить воду от радиоактивного загрязнения», — объясняет Александр Чистяков. Он добавляет, что при реализации проекта нынешнее состояние Днепра покажется потомкам идеальным.
Игорь Кармазин
По материалам: “Известия”