Степлаг: о чем расскажет забытая фреска

Общая память России и Казахстана в документах истории

Короткое, жесткое, как удар камчи, название Степлаг. Одна из страниц общей истории наших стран, которую нельзя забыть, ожила недавно на экране Музея ГУЛАГа в Москве, где встречались исследователи из России и Казахстана.

Особый лагерь № 4 с управлением в поселке Кенгир Карагандинской области Казахской ССР. Ныне это территория казахского города Жезказган. Степлаг создали в 1948 году, состав его заключенных был многонациональным (все национальности СССР). В 1954 году здесь произошло Кенгирское восстание – одно из самых трагичных в истории ГУЛАГа. Александр Солженицын описал это событие в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Вапреле 1956 года лагерь был расформирован.

В этом году в Жезказгане  побывали работники  музея истории ГУЛАГа. Они привезли сенсацию. Местными исследователями и краеведами на остатках разрушенных временем бараков Степлага  были обнаружены фрески на одной из стен столовой.  Фрагменты живописных композиций, созданных в 50-х годах заключенными, были скрыты под слоями побелки.

По мнению директора музея истории ГУЛАГа Романа Романова, жезгазганская роспись является для музея большой ценностью. Через нее открывается лагерная история и истории людей, которые отбывали там свои сроки. «Благодаря совместной работе с казахскими коллегами мы сегодня имеем четкое представление, как эту роспись сохранить», – отметил он.

В приветственном обращении Посла Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова к участникам встречи, которое зачитала советник-посланник Жанар Колбачева, отмечен большой вклад коллектива Государственного музея истории ГУЛАГ в сохранении общей истории.

«Горькая правда такова, – говорится в обращении, – всего с 1934 года до 1960 года было построено 36 лагерей  ГУЛАГа.  11 из них находились на территории Казахской ССР… Надо отметить, что вся казахстанская элита была репрессирована, половина расстреляна… Наш народ бережно хранит память о жертвах политических репрессий. В республике ежегодно проводится День памяти жертв политических репрессий. О временах террора подробно рассказывается в учебниках истории, на эту тему издаются книги, снимаются фильмы, в городах и селах страны устанавливаются памятные стелы, в музеях организуются соответствующие экспозиции. Всё это очень важно для того, чтобы общество осознавало ценность мирного эволюционного развития и никогда не допустило повторения подобных событий».

– Идея экспедиции, ее организация и работа были поддержаны Управлением культуры Карагандинской области Республики Казахстан и Центром по охране памятников, – сказал «Новым Ведомостям» заместитель директора музея истории ГУЛАГа Артем Готлиб. – Реальную помощь оказал и казахский бизнес. Нам очень сильно помогли корпорация «Казахмыс» и компания «Транко». Выделили специалистов и охрану, оказали техническую помощь. Не остались в стороне и российские предприниматели.

Участник экспедиции, реставратор Константин Маслов рассказал нашему изданию, что представляют собой жезказганские росписи: «Мы обнаружили две композиции. На одной изображен рудник, на другой – горно-обогатительная фабрика. Художники были вполне профессиональные. Композиции были написаны прямо по лесовой штукатурке, без серьезной подготовки и с полным нарушением масляной технологии, что вполне понятно, учитывая условия, в которых создавались эти фрески. Тем не менее это совершено уникальная роспись, имеющая большую историческую ценность,аналогов подобных росписей на территории лагерей ГУЛАГа бывшего СССР больше не обнаружено».

Следующая экспедиция, как планируется, состоится весной будущего года. По словам исследователей, они продолжат работы по укреплению росписи, а затем, с помощью специальных ножей, фрески будут аккуратно вырезаны из стены и отправлены на реставрацию.

Руководитель Жезказганского историко-археологического музея Раушан Каппарова  передала в московский музей копии писем заключенных Степлага, которые они писали своим родным, книгу «Ожившая память истории», выпущенную к 35-летию музея, и журнал «Культурное наследие Казахстана».  Она отметила большую научную и историческую ценность проекта «Мемориализация наследия Степлага» и его важную роль в укреплении связей между исследователями, реставраторами и представителями исторических сообществ Республики Казахстан и России.

Владимир Савельев

Фото автора

Ранее

Эрдоган заявил о готовности возобновить военную операцию в Сирии

Далее

Численность осужденных в России достигла исторического минимума

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru