Тихая война. Кокон на кабеле. Начало

Восемь лет США прослушивали кабели советского флота в Баренцевом и Охотском морях

Исторически получилось так, что одним из самых сильных и важных родов вооруженных сил США является военно-морской флот. С появлением на субмаринах ядерных силовых установок, подводные лодки стали действовать во всех морях Мирового океана. Важнейшей частью морской доктрины страны стали специальные операции. Об одной из разведывательных операций флота США у берегов СССР мы расскажем в этой статье.

Начало

Принято считать, что холодная война началась со знаменитой речи Черчилля в Фултоне в марте 1946 года, а «политика сдерживания» Запада по отношению к СССР определила проведение блоком НАТО, образованным в 1949 году, ряда недружественных действий военного характера. Одним из первых в этом ряду был поход разведывательной группы подводных лодок к берегам бывшего союзника. Именно в 1949 году зародились разведывательные походы подводных лодок в современном понимании. Было принято решение отправить две дизель-электрические подводные лодки «Кочино» USS «Cochino» (SS-345) и «Таск» USS «Tusk» (SS-426) к берегам Кольского полуострова для радиотехнической разведки полигонов, где испытывалось атомное оружие Советского Союза. «Кочино» и «Таск» были лодками военной постройки типа «Балао» и «Тенч» соответственно, доработанные для проведения радиотехнической разведки. «Кочино» была последней американской субмариной, спущенной на воду в ходе Второй мировой войны. На них была установлена разведывательная аппаратура и смонтирован «шнорхель» – прибор, позволяющий подзаряжать аккумуляторные батареи, не всплывая на поверхность. Подготовка к походу проводилась в военно-морской базе в Лондондерри, в Северной Ирландии. Командиром «Кочино» был назначен Рафаэль Бенитес.

USS «Cochino» SS-345)
USS «Cochino» SS-345)
USS «Tusk» (SS-426)
USS «Tusk» (SS-426)

Эта операция закончилась полным провалом. Лодки, находясь на перископной глубине, заняли позицию в 150 милях от Мурманска и баз Северного флота Полярный и Ваенга (ныне Североморск). В течение 4–5 суток патрулирования «улов» оказался незначительным: несколько перехваченных переговоров в голосовом режиме, «морзянка» с кораблей в полигонах боевой подготовки, сигналы непонятного назначения — вот и все, что удалось добыть. Прошло еще несколько дней, а картина принципиально не менялась. Ничего ценного в смысле главной задачи – сведений о ракетах и испытании атомного оружия не было. Через несколько дней патрулирования на «Кочино» случился пожар. Пожар на субмарине вещь страшная, и если его не удаётся потушить, лодка погибает. Так произошло и в этот раз. Помогла вторая лодка «Таск». Она подошла к горевшей «Кочино», сняла часть экипажа и начала её буксировку в ближайший норвежский порт. Однако, на борту «Кочино» прогремел взрыв, и лодка пошла ко дну на глубине 270 метров в 100 милях от побережья Норвегии. Семь человек погибло, десятки были ранены. Совместный поход «Кочино» и «Таск» обернулся фатальной неудачей. Но был один положительный момент. Лодки не были обнаружены противолодочными кораблями Северного флота, что давало надежду на продолжение подобных операций.

Рождение идеи

Хотя первый опыт получился практически провальным, американский флот не отказался от таких походов. Как упоминалось выше, лодки не были обнаружены противолодочными силами, это давало надежду на будущие успешные походы. И походы не заставили себя долго ждать. Американские субмарины, сначала дизель-электрические, переоборудованные в разведывательные, следили буквально за всеми портами и судостроительными заводами на Кольском полуострове, в Приморье и на Камчатке. Очень часто они заходили в территориальные воды СССР. Советские корабли из дивизионов охраны водного района (ОВР) всё чаще обнаруживали американские субмарины. Знаковым моментом стал инцидент с американской дизель-электрической подводной лодкой «Гаджен» USS «Gudgeon» (SS/AGSS/SSAG-567).

«Гаджен» была специальной разведывательной субмариной. В июле 1957 года она должна была провести разведку около Владивостока. Задача – собрать всю возможную информацию о советских надводных кораблях и подводных лодках. Лодку обнаружили советские противолодочные корабли, блокировали и заставили всплыть. Разведывательная операция сорвалась. После случая с «Гадженом» советские противолодочники уже не стеснялись бомбить подводных нарушителей. Тем временем атомные субмарины стали поступать состав флотов. Американская морская разведка пополнилась атомной подводной лодкой «Халибат» USS «Halibut» (SSGN-587).

Gudgeon (SS-567)
Gudgeon (SS-567)

Первоначально «Халибат» была носителем крылатых ракет «Регулус». После нескольких лет службы ракетоносцем, лодку поставили на переоборудование. Эта лодка имела одну конструктивную особенность. В её носовой части имелся большой герметичный ангар, где хранились ракеты. Вот в этом ангаре и разместились водолазы-глубоководники, телеуправляемые подводные аппараты и другое разведывательное оборудование. Там же хранились поднятые со дна образцы военной техники. «Халибат» принимала участие в поиске обломков советской ракетной техники на дне.

С самой лучшей стороны лодка проявила себя при поиске места гибели советской подводной лодки К-129. Возможности этой лодки американцы хотели использовать максимально. В 1970 году Джеймс Бредли, начальник отдела подводной войны управления разведки ВМС США, усиленно размышлял над одним вопросом. Бредли был фанатом идеи установить записывающее устройство, на жаргоне американских морских разведчиков «кокон», над советскими подводными кабелями связи. Поиск ракетной техники на дне океана, радиотехническая и гидроакустическая разведка были уже рутиной, и требовался прорыв. Тем более, что в распоряжении была такая уникальная лодка, как «Халибат». Получать информацию с секретных кабелей, понимая, что русские уверены в их защищенности – вот о чем он размышлял всё последнее время.

USS «Halibut» (SSGN-587) в бытность ракетоносцем
USS «Halibut» (SSGN-587) в бытность ракетоносцем

Петропавловск-Камчатский и Вилючинск – небольшие базы и они обязательно должны быть связаны с Владивостоком. Кабель с вероятностью 100% проходит по дну Охотского моря. Это внутренне море Советского Союза, никого кроме рыбаков, ловящих рыбу, и подводников, отрабатывающих свои задачи в нём нет. Русские уверены в недоступности своего кабеля – размышлял Бредли. Но как найти, где проходит кабель в море, площадью 611 000 квадратных километров? Бредли отличался богатым воображением и фантазией. Он вспомнил, что на берегах рек, в тех местах, где проложен по дну реки кабель, установлен знак «Кабель. Якоря не бросать!». И он подумал, что такой знак должен быть и на берегу моря, там, где кабель в него уходит. Не надо забывать, что это был 1970 год и до способов защиты подводных кабелей связи ещё не додумались. Подключили ЦРУ. Один из лучших аналитиков отдела стратегических исследований ЦРУ Рей Бойл обратил внимание на, казалось бы, малозначительный факт, приведенный в одной из агентурных сводок. Там говорилось, что на советских навигационных картах Охотского моря с грифом «Для служебного пользования», которые предназначались для капитанов и штурманов рыболовецких судов, горловина залива Шелихова между полуостровом Камчатка и материком была объявлена запретной для траления и рыбной ловли. Обычно такие меры принимались, когда в районе велись какие-то подводные работы, например прокладка трубопровода. Но тщательное изучение различной справочно-информационной литературы не дало подтверждения этой версии. Тогда было принято решение произвести детальную аэрокосмическую фоторазведку подозрительного района.

Полученные через некоторое время снимки космической разведки дали неожиданные результаты. На побережье полуострова и материка в данном районе следов инженерных и земляных работ обнаружено не было. Однако, было установлено другое. От Петропавловска-Камчатского на восточном побережье полуострова к Палане на западном берегу сравнительно недавно велась прокладка подземной линии коммуникаций, которая обрывалась, не дойдя до побережья залива.

Охотское море

Перед Бредли встала непростая задача. Необходимо было «продавить» по всей вертикали власти, включая Президента США решение направить «Халибат» в разведывательный поход в Охотское море с целью определить точное место входа кабеля в Охотское море. После этого на него необходимо было надеть «кокон», который бы записывал все, что передавалось по этому кабелю. Это было очень опасное мероприятие. Как уже говорилось, Охотское море было внутренним морем СССР, и заход иностранных военных кораблей в него был запрещен. В случае неудачи и обнаружения «Халибат», СССР имел полное право её уничтожить, что являлось формальным поводом к войне между СССР и США. Но, возможность получения информации пересилила возможные риски. И «Халибат» отправилась в опасный поход. Операция получила название «Вьюнок». Почти месяц «Халибат» добиралась до Охотского моря. Любая другая многоцелевая подводная лодка прошла бы этот путь за две недели. Но реактор на «Халибат» был постройки 50-х годов и не мог обеспечить скорость более 13 узлов. Кроме того, скорость уменьшалась из-за разведывательного оборудования, закрепленного на палубе лодки. Незаметно войдя в Охотское море, «Халибат» медленно шла вдоль советского побережья. Поиски продолжались более недели. Наконец, они увидели на побережье знак, который предсказал Бредли – «Кабель. Якорь не бросать!». В море был выпущен телеуправляемый подводный аппарат с видеокамерами. Кабель был найден. Дальше было делом техники. Из «Халибата» вышли водолазы-глубоководники, которые установили над кабелем «кокон» – специальный блок, позволяющий бесконтактным способом снимать всю информацию, передаваемую по кабелю. На обратном пути «Халибат» прошла в районе полигона, собрав со дна детали ракет. Ценность этой информации для американцев заключалась в том, что данные, передаваемые по кабельной связи, перехватить другими методами было нельзя.

На «коконе» находились накопители информации, и «Халибат» регулярно, раз в несколько месяцев заходила в Охотское море. Во время второго похода командир лодки сообщил экипажу о задании, о месте его проведения, и о том, что лодка заминирована в нескольких местах, и в случае её обнаружения и вероятности захвата он должен взорвать «Халибат» вместе с экипажем. Для экипажа это был шок. В следующий рейс один старшина не пошел. Он прослужил на флоте 19 лет. Но выходить в рейс отказался. Его уволили со службы с хорошей аттестацией.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Гибель морских богов

Далее

Суд Испании дал ход анонимной жалобе на продажу супермаркетов Dia Фридману

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru