В ноябре в широкий прокат выйдет фильм о золотом голкипере
Сохранилась документальная хроника, где Яшин, стоящий на костылях, говорит: «Футбол надо сильно любить. Отдать ему все, чтобы он отдал тебе что-то. И я этого добился. Отдал футболу всю свою жизнь».
«Лев Яшин. Вратарь моей мечты» – этот художественный фильм снимался непосредственно при участии родственников легендарного голкипера: его жены Валентины Яшиной и внука Василия Фролова. Выход ленты приурочен к 90-летию знаменитого игрока команды «Динамо».
Лев Яшин – Олимпийский чемпион 1956 года в Мельбурне, единственный вратарь за всю историю футбола, получивший награду «Золотой мяч». На его счету 100 беспроигрышных матчей. Этого игрока называли «Черной пантерой» и «Черным пауком» благодаря его гибкости, пластике, скорости реакции и четкому видению поля. Кажется, что у него не было поражений, за исключением досадной осечки на чемпионате мира в Чили, после которой от Яшина отвернулись даже самые преданные болельщики.
Захватывающая история жизни Льва Яшина, в которой нашлось место, как взлетам, так и падениям, не давала покоя многим кинематографистам. Но птицу удачи за хвост поймали режиссер Василий Чигинский и продюсер Олег Капанец. Именно они начали снимать фильм по сценарию Владимира Валуцкого, известного по таким работам, как «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Адмирал». И этот сценарий одобрила вдова футболиста Валентина Яшина.
– Семья Льва Яшина оказала нам огромную помощь, – пояснил Олег Капанец. – Когда я шел на встречу с Валентиной Тимофеевной, я очень волновался, поскольку был наслышан о ее непростом характере. Но оказалось, что это человек удивительной души. В тот момент я понял, почему Лев Яшин любил ее.
Съемочной группе помогал и внук вратаря Василий Фролов, который, кстати, также пошел по стопам деда. Василий тренировал исполнителя главной роли Александра Фокина, а также выступил в качестве его дублера в динамичных, сложнопостановочных сценах. Интересно то, что Василий и Александр очень похожи внешне.
– Кстати, мне часто говорили, что я не сильно напоминаю деда, – смеется Василий Фролов. – Но когда Александр сыграл его в фильме, многие вдруг обнаружили мое сходство со Львом Яшиным. Все же я считаю, что в этом случае важна внутренняя энергетика. И у Александра она, безусловно, есть.
Создателя фильма ставили перед собой задачу найти человека, умеющего играть в футбол, который будет очень убедителен в роли вратаря. И желательно, чтобы это был не медийный, «замыленный», но весьма талантливый актер. И Александр, конечно, подошел по всем параметрам.
– Я старался копировать пластику, жесты, манеру поведения на поле Льва Яшина, – признается Александр Фокин. – В бытовых сценах больше фантазировал, как его мироощущение проецируется на мое, в чем оно схоже, а в чем нет. Это непростой, но в то же время очень интересный процесс.
По словам Александра, съемки проходили в непростых условиях. Например, в холодную дождливую октябрьскую погоду приходилось сниматься в легкой футбольной форме.
Конечно, зритель увидит Льва Яшина не только на футбольном поле, но и в житейских ситуациях. По словам Василия Чигинского, в обычной жизни Яшин казался очень тихим и скромным человеком, но на футбольном поле он преображался, превращаясь в неутомимого, жесткого бойца, сражавшегося за честь сборной СССР. И в победах, и в поражениях Льва Яшина поддерживала его супруга Валентина, роль которой сыграла Юлия Хлынина. Валентина Тимофеевна проявляла удивительную выдержку в отношениях со своим мужем, всецело отдававшемуся спорту. Так, широко известен факт, когда Яшин уехал на сборы сразу прямиком после церемонии бракосочетания. Однако футболист компенсировал свою постоянную загруженность вниманием и нежностью по отношению к жене, например, он постоянно дарил ей цветы. Многие романтические вещи отражены и в кинокартине.
– Валентина Тимофеевна – очень здравомыслящий человек, – говорит Василий Чигинский. – Она прекрасно понимала, что для фильма необходимы какие-то вещи, которых не было в жизни. Поэтому если сцена была в характере Льва Ивановича, то она соглашалась с ней. То есть, допускала отступления от документального образа Яшина, что необходимо для художественного кино.
Кроме того, для создателей фильма было очень важно воссоздать атмосферу 60-х годов и показать правила футбола того времени, которые кардинально отличались от предыдущих. Раньше эта игра являлась одним из самых жестких и суровых видов спорта. Например, можно было нападать на вратаря, владеющего мячом. И, по словам Василия Чигинского, Лев Яшин очень страдал от травм, полученных за всю спортивную карьеру. Но он не мыслил для себя другой жизни.
Ольга ХРАБРЫХ, специально для НВ