Корреспондент «Новых Ведомостей» – с заметками из Китая
Китайские города, по крайней мере, те, где посчастливилось побывать, удивительным образом похожи друг на друга. И все они странным образом отличаются. Это, знаете, как солдатский строй. Вроде всё единообразно, а присмотришься повнимаетельней… И Сямынь такой же (ударять можно и на тот, и на другой слог, китайцы ударяют на оба). Вроде бы те же миллионы людей и е-байков на улицах и типично азиатское, хаотичное, но при этом организованное движение, те же во множестве пагодообразные крыши, каналы с непременными рыбаками, несусветная жара в октябре, а всё-таки…
Кстати, о солдатском строе. Я начал смотреть на Сямынь тогда, когда сам Сямынь смотрел военный парад. 70 лет образования Китайской Народной Республики. Не сказать, чтобы улицы вымерли, но там, где в публичных местах работали телевизоры – шла прямая трансляция из Пекина. Парикмахерские, харчевни, лавочки всякой всячины, магазины, в общем, посмотреть получилось. Когда-то, в течение двух примерно лет я имел некоторое отношение к советской армии, с тех пор, во избежание разочарований не хожу в цирк и недолюбливаю стиль “милитари”. Но китайский военный парад произвёл на меня впечатление и подозреваю, что не на меня одного. У нашей с вами страны, уважаемые сограждане, очень серьёзный и много чего умеющий сосед. Об этом говорят давно и многие, но когда это доходит до тебя лично, и парад тут далеко не единственный аргумент…
Когда видишь что-то такое, так и хочется уже сказать истинно китайское – не важно, железные дороги, аэропорты, дорожные развязки, стройки, или вот, например, парад, не удаётся отогнать от себя, а главное, ответить хотя бы для себя на вопрос – отчего у ближайшего соседа есть, а у нас – в гораздо меньшей степени? Ведь очень много общего и похожего было у наших стран в новейшей истории, и я ещё отчётливо помню, когда китайское было синонимом ну очень плохого… Но у них потом почему-то получилось побежать, а у нас – только пойти? Почему КПСС не справилась с управлением, а к КПК в этом смысле нет претензий? Почему у китайских коммунистов получается претворять в жизнь самые смелые мечты коммунистов советских, а у тех в итоге не получилось ничего? И почему к родной коммунистической партии, при которой прошла лучшая часть моей молодости я никогда не испытывал ничего, кроме стойкой идиосинкразии, а к китайской – только стойкий интерес? Как в полуторамиллиардной стране “впрягли в одну телегу коня и трепетную лань”, совместив одну идеологию и многообразие рынка? Делятся всем, кроме власти? С одной стороны разрешено всё, ну, или почти всё, а с другой – “больше трёх не собираться”? А может напрасно все, рассуждающие о Китае, и я в том числе, ищут в тёмной комнате чёрную кошку… Её там просто нет, да и вообще это не наше дело. И не нуждается Китай в наших рассуждениях и уж тем более, советах. Строит, в силу своих представлениях о прекрасном нормальное во всех смыслах общество. Где власть занимается своим делом, люди своим и они друг другу не мешают, а совсем даже наоборот. И относятся друг к другу с уважением. Во всяком случае, портретов на улицах или машин с мигалками я не видел. И мрачно-озабоченных людей – тоже…
Да, о чём я?.. О Сямыни. А это, видимо, товарищ Си, принимающий парад, сподвиг к некоторым размышлениям. Кстати, выглядел китайский лидер очень импозантно.
Решение съездить в Сямынь именно в китайские праздники возникло после того, как одна русская знакомая, знакомая с китайской грамотой (самому мне китайский не даётся, может, кстати, и к лучшему, будешь ещё знать, что о тебе говорят), перевела – на празднования 70-летия более 700 млн, ещё раз – семисот миллионов! – граждан Китая сдвинутся с места, чтобы отметить праздники вне дома… В жизни не участвовал в такой движухе, и, естественно, захотелось принять участие. А куда ехать, решилось потом. Сямынь считается самым посещаемым среди самих китайцев городом. В общем, это номер один по внутреннему туризму. Так почему бы не примкнуть и русским…
Надо сказать, что Китай вполне себе справился с этой массой внутренних туристов, решившей попутешествовать. Единственная сложность возникла с покупкой билетов. И тут надо отметить, что если стоимость паровозных билетов в Китае остается неизменной в любое время дня и года, то вот с авиационными – ситуация иная. В ажиотажные дни китайские авиакомпании не стесняются “задирать ценник”. Сухой остаток – хочешь, лети полтора часа за четыре цены, хочешь – погружайся на 10 часов в комфортабельный поезд за стандартные деньги. Билетами надо только озаботиться сильно заранее. Иначе будешь покупать билет на поезд с аукциона. Есть такая опция у интернет-продажников желдорбилетов. Выскакивает такая аккуратная плашка с вежливым текстом – билетов нет, но вы можете… опять пришлось говорить спасибо русской знакомой.
Чуть больше 4-х тысяч на наши деньги за 10 часов пути. Российские поезда, за исключением Сапсана, за это же время проходят вполовину меньшее расстояние…
Сам Сямынь поначалу не показался. Ради чего все эти часы и юани, и чего такого есть здесь, чего я не видел там, где уже был? Но потом не поддаться обаянию этого приморского города, частично расположенного на островах через Тайваньский пролив прямо напротив Тайваня, уже не получилось. Кстати, сами китайцы, когда продвигают Сямынь на туристическом рынке, называют его «наш Лазурный берег». Ну, если в каких-то местах прикрыть глаза, а где-то смотреть чуть повнимательнее, то может быть… наверное… в некотором роде… Да и не нужны, по большому счёту, Сямыню эти сравнения. Он самодостаточен и симпатичен сам по себе, как собственно, все китайские города. Хотя, пляжи здесь действительно есть. Длинные, песочные, лёжа на которых можно любоваться оживлённой морской жизнью, а в ясную погоду разглядывать часть Тайваня. У материкового Китая к этому острову уже лет 70 особое отношение. Может, эта близость является причиной того, что в Сямыни едва ли не самый дорогой квадратный метр во всей Поднебесной? Многие, правда, считают, что это из-за хорошей экологии, одной из лучших в Китае. Ну, и ещё из-за чая, который здесь выращивают. Провинция Фуцзянь, в которой расположен Сямынь, выращивает самые дорогие сорта китайского чая. Один из видов улуна как раз отсюда.
Да, пляжи людные, вот только плавать китайцы в большинстве своём пока не умеют, но учатся, и раздеваться на пляжах не любят. Потому в жаркий день довольно забавно наблюдать побережье, уложенное одетыми людьми. А вот весьма дорогие лодки на воде здесь не редкость. Купающихся почти нет, они и пижонят…
И конечно же, автомобильная эстакада, зачем-то построенная вдоль пляжа в нескольких метрах от берега как раз на той высоте, которая закрывает лежащим на песке людям линию горизонта. Транспортной необходимости в этой эстакаде на первый взгляд, никакой, хотя машины по ней куда-то едут, и от солнца пляжников она защищает, в общем, в самом Сямыни эстакадой гордятся и считают её местной достопримечательностью. Может, для этого и была построена?
Ещё по одной эстакаде в Сямыни ездят только автобусы. Такая выделенка, вынесенная на пару десятков метров вверх. Кроме автобусов на ней никого нет, идёт через весь город, и несмотря на сугубо прикладное значение, тоже – своеобразный атракцион для неместных. Чувствуешь себя участником гонок на автобусах, других-то транспортных средств нет. Зрелище для первого раза завораживающее… Надо сказать, что Сямынь по китайским меркам город довольно малонаселённый, всего-то 3.5 млн жителей, и до недавнего времени автобусы справлялись. Но несколько, буквально, месяцев назад открылась первая ветка метро. Прокатились. Ощущение как от поездки в только что купленной машине. Всё новое, даже пиджаки у станционных смотрителей. Метро, кстати сказать, в Китае унифицировано, то есть везде одинаковое. Маяковки или Кропоткинской не увидишь, зато везде всё удобно-похоже. И трудно сказать, что на самом деле лучше.
Но особенно потряс в Сямыни университет. К слову, их в Сямыни два и оба основаны одним и тем же парнем с труднопроизносимым китайским именем и прозвищем “наш Генри Форд”. В конце 19-го века этот самый китайский Генри уехал отсюда в Сингапур, там, как водится, разбогател, и вернувшись в начале 20-го века на малую родину, дал денег сразу на два университета. Тот, мимо которого удалось побродить, производит фантастическое зрелище. Вот если бы у меня были деньги, и я бы захотел вложить их во что-то образовательное, то университет Сямыня взял бы как один из примеров для подражания… Расположенный в роскошном совершенно парке, с невероятно стильными учебными и жилыми корпусами, с кучей спортивных площадок и полноценных стадионов, с идущей поверх кампуса канатной дорогой… Вот по ней проехаться не удалось. Праздники. Очередь была такая, что стоять сразу передумалось.
По этой же праздничной причине не удалось попасть на, пожалуй, главную достопримечательность Сямыня – остров Гуланью. Тут не было даже очереди. Все билеты, на все паромы, на всю праздничную неделю были раскуплены… Обидно, до самого острова метров 200, вплавь, наверное, можно было бы…
А остров, говорят, восхитительный. Внесённый в плей-лист ЮНЕСКО, с какой-то невообразимой природой и такой же архитектурой, с полным запретом автотранспорта, потому и паромы, а не мост, ещё с чем-то, ещё с чем-то и… с самым дорогим в Сямыни жильём. Понятно, да? Самое дорогое жильё в самом дорогом китайском городе. Есть человек 500 счастливчиков, для которых этот остров – место жительства. Не знаю, правда, удобно ли жить на Старом Арбате… Русской знакомой на сей раз рядом не оказалось, так что узнать, как они добираются до дома в эти дни, не удалось.
Если не брать стоимость квадратного метра, тем более на острове, все остальные цены в Сямыни вполне приемлимые, как и во всём остальном Китае. И хорошая, как и во всём Китае, кухня. Но о китайских ценах и китайской кухне надо говорить отдельно.
Ваш Валерий ВИНГУРТ
Фото автора