Но Лукашенко пытается.
8 декабря, в день двадцатилетия договора о создании Союзного государства Россия и Белоруссия должны подписать договор об экономической интеграции, суждено ли этому случиться?
Нерушимый союз
До недавнего времени выявить разногласия между Лукашенко и Путиным было очень сложно. Россия всегда могла рассчитывать на поддержку на своего союзника. В последнее же время риторика президента Белоруссии не отличается дружественным тоном.
Интеграция нужна обеим сторонам, в ней также заинтересованы европейские и китайские элиты, проблема заключается в том, что все преследуют разные цели. Потеря Белоруссии, ее уход в тихую западную гавань с последующей гибелью суверенитета станет для России огромной утратой. Близость с союзником в этот раз сыграла с РФ злую шутку – пока Китай и Европа постепенно наращивали своё экономическое присутствие в Белоруссии, российская сторона в основном делала ставку на неформальные связи, Минск и Москва уже отдалились друг от друга, и сейчас, как бы это ни было грустно, ссорятся из-за денег.
Лукашенко навсегда
«Последний диктатор Европы» (именно так называют Лукашенко в западных СМИ) в преддверии выборов заявил, что не собирается «держаться за президентское кресло до посинения костяшек», тем не менее, здравый смысл подсказывает, что президент лукавит и будет держаться за власть до последнего.
Белоруссия уже вступила в новый электоральный цикл и Лукашенко пытается поднять свои рейтинги за счёт неприкрытого популизма и ритуальным рефреном о суверенитете Белоруссии. В дальнейшем, то есть в 2025, самым вероятным вариантом видится передача власти старшему сыну – Виктору. Чтобы сохранить легитимность режима необходимо заручиться поддержкой России и европейских стран, этим и обусловлена сложность положения Лукашенко, угодить обеим сторонам практически невозможно.
Меж двух огней
Выразителем чаяний Европы в Белоруссии является министр иностранных дел Макей, в том же русле действуют бывший и нынешний премьер-министры Мясникович и Румас.
Самым активным игроком в Европе на этом направлении смело можно назвать президента Франции Макрона, который активно настаивает на нормализации отношений с РФ, что входит в его общий курс становления ЕС как абсолютно независимой от США политической силы, а для этого Европе необходимо обеспечить себе энергетическую и военную безопасность.
Именно поэтому процесс интеграции и затягивается, Лукашенко пытается выторговать у РФ лучшие условия, чтобы повысить свою значимость для европейских партнеров, российскую сторону раздражает непоследовательность Лукашенко, постоянные угрозы в сторону РФ и шантаж. Как только Бабича назначили послом в Белоруссии всем стало ясно, что РФ ужесточает свою позицию в переговорах. Хоть посол и пробыл в Белоруссии недолго (его сняли по личной просьбе Лукашенко), Минск понимает, что Москву категорически не устраивает периодические демарши Лукашенко, и прощают их ему только «по старой дружбе», которую он уже давно испытывает на прочность.
Быть или не быть
Чтобы предсказать исход событий необходимо наблюдать за процессом вокруг дорожных карт. С наибольшей вероятностью соглашение будет подписано, так как выгодно обеим сторонам. Лукашенко заботится о сохранении власти в руках своей семьи, что невозможно без поддержки всех элит, заинтересованных в интеграционном процессе. С уверенностью можно заявить, что только РФ может гарантировать сохранение власти у «клана Лукашенко”. И Европе, и КНР все равно, кто будет возглавлять страну, выполняющую роль «транзитного узла», срыв подписания соглашения подорвёт доверие элит к Лукашенко, и не исключено, что они решат поставить на его место кого-то более удобного. В этом плане для Лукашенко представляет угрозу сам Макей, многими он рассматривается как самая вероятная замена Лукашенко в случае провала «трансфера-2025». Так что очень вероятно, что в этой истории «победит дружба», а не финансовые вливания, и Минск с Москвой придут к соглашению.
Ксения Габбасова