Те же песни о главном

Всезнающий Росстат сообщил, что с октября 2018-го по октябрь 2019-го цены на хлеб повысились на 7,7%. Представители отрасли предупреждают, что это не предел. С чего бы?

Вице-премьер А. Гордеев на встрече с президентом России заявил, что валовой сбор зерна в 2019 году составит 120 млн тонн, из них 75 млн тонн — пшеница. Это на 6% больше, чем в прошлом году, который был рекордно урожайным.

Но и тогда производители хлеба предупреждали, что подорожание составит 10–12%, и выкладывали на стол аргументы.

«Мы имеем один из самых дешевых хлебов в мире», — говорил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, намекая, что минимальная стоимость нарезного батона в России должна повыситься на 75%, до как минимум 35 рублей.

Год спустя средняя стоимость булки белого достигла этой цифры, а в Москве и Питере перешагнула и за 60 рублей. Желаемое свершилось. Но у главы Зернового союза новый тезис.

«Цена на рожь была крайне низкой, это демотивировало производителей, — рассказывает сегодня А. Злочевский. — Какой им смысл отдавать площади под заведомо нерентабельную, неокупаемую культуру? Отсюда у нас провал по ржи и повышение цены на ржаной хлеб».

А в прошлом году исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков объяснял, что стоимость пшеничной (не ржаной!) муки высшего сорта выросла с 13,8 тыс. рублей за тонну до 17,3 тыс. рублей, почти на четверть за год, отсюда и проблемы!..

Идем дальше.

В октябре 2018-го президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Ю. Кацнельсон жаловался, что у многих крупных хлебозаводов рентабельность снизилась с 9–10 до 2,5–3%, а доля крупных заводов в продажах хлеба за 2014–2017 годы упала с 55 до 41%.

В 2019-м совсем другие жалобы: «От силы 15% производителей сами продают хлеб, остальное берет на себя сетевая торговля. Хлеб она закупает у пекарен по оптовой цене, затем прибавляет свою маржу, не менее 40%. И эту конечную цену мы видим на полках магазинов».

Но один из лоббистов сетей, предправления Международной конфедерации обществ потребителей Д. Янин возражает, что торговые наценки влияют на ценообразование незначительно, это государство прижимает хлебозаводы административно, «рекомендует» не повышать цены.

В качестве гарнира к плохому прогнозу — подорожание доллара и энергоносителей, повышение НДС и других обязательных сборов, что косвенно увеличивает издержки производителей, транспортные расходы, тарифы ЖКХ, ремонт импортного оборудования… Все до кучи!

Путаются господа в показаниях. Но когда называют много разных, а то и противоположных причин одной проблемы — это либо некомпетентность, либо вранье, чтобы сильно замутить вопрос и хорошо погреть руки. А песни о подорожании хлеба — это, похоже, некий мониторинг реакции властей, рынка и общества на возможную накрутку цен.

Если реакция окажется вялой, можно раскручивать маховик, особо уже не стесняясь.

Лаврентий Павлов

“Новый вторник”

Ранее

Виторган думает о новом ребенке

Далее

Странная Эмма

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru