Как простые и высокопоставленные жители столицы прощались с Юрием Лужковым
10 декабря в Мюнхене умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков, возглавлявший город с начала 1990-х годов до 2010-го. 12 декабря в храме Христа Спасителя прошла церемония прощания с Лужковым — ее посетил и президент России Владимир Путин. Лужкова похоронили на Новодевичьем кладбище. О том, как проходила церемония прощания, рассказывает спецкор «Медузы» Андрей Перцев.
Перед началом прощания с бывшим московским градоначальником Юрием Лужковым полиция перекрыла выход из метро «Кропоткинская» к храму Христа Спасителя. Пройти к церкви по прямому переходу тоже было нельзя — желающим проститься с Лужковым приходилось делать крюк через Пречистенку.
Один из полицейских сказал корреспонденту «Медузы», что перекрытия установили, опасаясь давки. Однако сильного людского потока не было — большую часть времени пройти к гробу бывшего мэра можно было свободно, без очереди. Многие, кто пришел проститься, с удивлением приостанавливались у гроба — он был закрыт. Ближе к алтарю была ограждена специальная зона для семьи Юрия Лужкова и почетных гостей.
Еще до начала церемонии отпевания в храм Христа Спасителя приехали президент РФ Владимир Путин, спикер Госдумы Вячеслав Володин, мэр Москвы Сергей Собянин, министр обороны Сергей Шойгу, губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Сбербанка Герман Греф. Все они начинали свою карьеру в 1990-е годы — Володин, Воробьев и Шойгу были крупными функционерами «Единой России», как и сам Лужков до своей отставки. Из оппозиционных политиков проститься с бывшим мэром пришел только лидер «Яблока» Григорий Явлинский: когда он приносил соболезнования жене Юрия Лужкова Елене Батуриной, та заплакала. Большинство пришедших возлагали к гробу цветы и быстро уходили; некоторые — как Путин — задерживались, чтобы обнять Батурину.
«Он очень много сделал для развития социальной сферы в городе и стране: то хорошее, что было сделано в городе, распространилось на всю страну», — подошла к микрофону вице-премьер Ольга Голодец. Она уточнила, что выступает от лица правительства РФ — тут стало понятно, что премьера Дмитрия Медведева на церемонии ждать не стоит. В 2010 году — во времена своего президентства — Медведев отправил Лужкова в отставку в связи «с утратой доверия», а увольнению предшествовал долгий конфликт между главой государства и руководителем Москвы.
Выступавший после Голодец патриарх Кирилл заявил, что, прежде всего, хочет сказать о человеческих качествах бывшего главы столицы. «Я всегда поражался не только остроте ума, [его] широкому кругозору, но всегда был очень тронут особой атмосферой, особой энергией, которую излучал Юрий Михайлович. Находясь в храме Христа Спасителя нужно вспомнить, что именно [благодаря] его инициативе был построен этот величественный храм. Если бы не настойчивость и мужество мэра, мы бы не стояли под этими сводами. Он очень внимательно относился к людям, все социальные инициативы, направленные на поддержание малоимущих, — это его инициативы, многое в обязанности мэра не входило, он делал это по велению совести», — сказал патриарх перед церемонией отпевания.
Во время обряда сквозной проход перед гробом мэра перекрыли, но толпа, стоящая у выхода, долго «держала» границы коридора. По нему попытался пройти в середину храма помощник президента, бывший министр образования Андрей Фурсенко — но его остановили волонтеры. Чиновник перечить не стал и отправился в очередь на вход.
Многие пришедшие на церемонию прощания снимали службу на мобильные телефоны — и даже делали селфи на фоне интерьеров храма и фотографировали гроб. Из-за того, что проход к гробу был перекрыт примерно на 40 минут, на улице образовалась небольшая очередь. В нее угодил певец Валерий Меладзе, который пришел на церемонию прощания с большим букетом роз.
«Однажды он пригласил меня в свой небольшой пчелиный домик, с такой душой он об этом рассказывал, я был просто поражен. В нем уживалось сочетание хозяйственника и простого душевного человека. Он работал и делал свое дело, сейчас много критики, но критиковать можно только того, кто сделал что-то», — заявил Меладзе собравшимся журналистам.
Сенатор Алексей Пушков решил очередь обойти и поговорил с прессой уже на выходе. «На улицах запах горелого масла и пирожков смешивался с запахом плохого бензина, улицы не освещались, летали коробки, бумаги. Пришел Лужков в 1992 году — и город начал преображаться, город стал другим. Он сыграл большую роль в стабилизации страны, своей деятельностью он многое подготовил. Лужков много сделал для поддержки Крыма», — вспоминал Пушков.
Многие их тех, кто пришел проститься с Лужковым, отказывались говорить с журналистами, в том числе с корреспондентом «Медузы», и просто проходили мимо. Охотнее всего говорили люди, лично знавшие Юрия Лужкова. «Я хорошо очень знала Юрия Михайловича, его жену Елену Николаевну [Батурин], мой муж, тренер по конному спорту, обучал их пять лет. [Мэр] — добрейшей души человек, очень порядочный», — сквозь слезы сказала «Медузе» женщина в черной шляпке с большим букетом красных роз.
Пенсионерка, которая не стала представляться, рассказала «Медузе», что училась с бывшим мэром с 1953 года в нефтяном институте в одной группе. «Он родился в Москве и жил в Москве!» — коротко охарактеризовала она Лужкова. В этот момент в разговор вклинился средних лет мужчина в дорогом пальто: «А что же говорят, что он из Уфы и приехал как метростроевец?» «Да что вы придумываете, не надо тут сочинять!» — отмахнулась от него сокурсница мэра.
Молодой историк Сергей в разговоре с корреспондентом «Медузы» посетовал на то, что попрощаться с Лужковым в основном пришли пожилые люди: «Молодежь не жила при нем, не знает ничего. Я пришел отдать дань памяти этому великому человеку, это один из главных федеральных политиков эпохи 90-х». Главной заслугой мэра Сергей назвал восстановление храма Христа Спасителя. Девушка и два молодых парня, попавшие в очередь, честно признались, что пришли посмотреть храм, «а не из-за Юрия Михайловича».
Четыре женщины перед тем, как ответить на вопросы «Медузы», потребовали объяснений, почему был закрыт гроб. Пришлось рассказать им, что родные Лужкова хотели, чтобы он «остался в памяти энергичным человеком».
«Да хороший человек был! Многим сделал хорошо, а особенно тем, кем Жулебино наше населил, — мигрантам», — то ли похвалила, то ли поругала градоначальника одна из них. Самая пожилая участница группы рассказала, что живет в Текстильщиках, и вспомнила, что их дома при Лужкове собирались сносить, — жители от перспектив переезда и уплотнительной застройки были «в восторге». «На тюках несколько месяцев сидели. Но нынешний еще хуже», — гневно бросила она, наградив бывшего мэра обидным прозвищем.
Андрей Перцев
По материалам: “Meduza”