Борьбу с наркопиаром в интернете узаконят
Госдума рассмотрит законопроект об административной ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ в интернете — соответствующая информация появилась на официальном сайте российского парламента 9 января. Что ждет нарушителей новых правил и взгляд экспертов на инициативу — в материале «Известий».
Законопроект, появившийся в думской электронной базе данных, был оперативно подготовлен спустя несколько месяцев после требования российского президента Владимира Путина ужесточить наказание «за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Текущий законопроект — одна из составных частей блока мер по борьбе с наркорекламой, он касается административной ответственности, тогда как в поручении главы государства речь идет об установлении уголовной ответственности. Ранее в декабре прошлого года МВД разработало законопроект, предусматривающий за пропаганду уголовную ответственность — документ опубликован на портале нормативно-правовых актов. Но дальнейшая его судьба неизвестна (в настоящий момент ссылка на документ не работает).
Борьба в Сети
Что касается административного ужесточения, то ровно год назад МВД уже выступало с аналогичным предложением для наркопропагандистов. Скорректированный вариант этого законопроекта и направлен в нижнюю палату парламента в текущем году.
Неэффективность существующей сегодня ответственности за рекламу наркотиков в Сети авторы называют главной предпосылкой нововведения. На сегодняшний день лицо (физическое или юридическое) подлежит ответственности за пропаганду наркотиков по ст. 6.13 КоАП РФ. За неполных шесть лет суды рассмотрели 1041 дело о подобном правонарушении и наложили штрафов на 25,5 млн рублей. Этих мер оказалось недостаточно, чтобы снизить активность нарушителей — авторы законопроекта констатируют, что количество «противоправных деяний в данной категории» в интернете возросло.
«При этом такие действия являются общественно более опасными, поскольку охватывают многомиллионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют созданию устойчивого спроса на наркотики и ведут к расширению рынка сбыта запрещенных веществ, попутно продвигая пронаркотическую субкультуру», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Данные МВД (это ведомство в данной инициативе играет первую скрипку), основанные на анализе обращений и жалоб пользователей и организаций на пропаганду наркотиков, говорят, что запретная реклама появляется на электронных торговых площадках, где анонимно торгуют наркотиками (31% сигналов), в популярных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» — 23% всех обращений). В первом полугодии 2019 года было составлено всего 82 протокола (пресечено 115 правонарушений).
Авторы законопроекта считают, что пропаганда запрещенных веществ в интернете заслуживает отдельного и более сурового преследования по закону. В связи с этим предлагается ввести квалифицирующий признак в статью КоАП, а также разграничить наказание для физических, должностных и юридических лиц. В новой редакции штрафные санкции для физлица составляют от 5 до 30 тыс. рублей. Для должностных — 50–100 тыс. рублей, такой же размер санкций для предпринимателей, работающих без образования юридического лица либо приостановление деятельности до 90 суток. Самые серьезные штрафы для компаний — от 1 до 1,5 млн рублей.
Также предусматривается ужесточение наказания для иностранцев и лиц без гражданства — появится возможность выдворения их в случае совершения проступка.
Исходя из текста будущего закона, например, листья марихуаны или других наркосодержащих растений вполне могут стать причиной для штрафа.
«Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», — так составлена диспозиция дополнительной части 1 прим.1 к ст. 6.13 КоАП.
Санкция за лояльность
Законопроект затронет и ответственность операторов связи, предоставляющих услуги провайдерам хостингов. На сегодняшний день за незаблокированные по требованию Роскомнадзора ресурсы налагаются штрафы (в соответствии со ст. 13.34 КоАП) в размере 3–5 тыс. рублей на должностное лицо, 50–100 тыс. — на юридическое. Такие санкции, учитывая многомиллиардную прибыль некоторых крупных компаний сферы (на рынке около 3600 игроков), недостаточно ощутимое наказание, считают авторы законопроекта.

Кстати, по этой статье только в прошлом году было составлено 1050 протоколов — данная цифра растет от года к году. В связи с этим предложено увеличить сумму штрафа для должностных лиц до 30 тыс. рублей, для юрлиц — до полумиллиона рублей. Также вводится квалифицирующий признак за повторное правонарушение. Менеджер, замеченный в повторной лояльности к наркопиару, заплатит в казну до 50 тыс. рублей, компания-рецидивист — 800 тыс. рублей.
Неясность формулировок
Согласно букве антинаркотического закона пропаганда — распространение информации о местах, способах и методах незаконных приобретения, потребления, изготовления, хранения, переработки, производства, сбыта, пересылки или перевозки. Критики законопроекта говорят о том, что такое определение «пропаганды» весьма пространственное.
«Как всегда в определении «пропаганда» всегда много неизвестных величин. И чаще при вынесении решения суды опираются на экспертизу. А с этим есть проблемы. Экспертиза обвинителей показывает факты нарушения, а экспертиза ответчиков говорит, что нарушений нет. И тут стоило бы навести порядок. Например, назначать экспертов случайным образом. То есть проводить анализ будет любой аккредитованный эксперт в России. Таким образом исключим возможные аффилированные мотивы», — рассказал «Известиям» директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Он предполагает, что под действие закона могут попасть СМИ, публикации блогеров и ряд медиа.