Главный предентенд на пост главы департамента судейства и инспектирования РФПЛ рассказал о бывшем итальянском специалисте, который занимал эту должность совсем недавно
Председатель Судейского комитета РФС Николай Левников дал интервью «Известиям», в котором сообщил, что готов возглавить департамент судейства и инспектирования, рассказал о успехах и проблемах в отечественном арбитраже и отметил важность приглашения Роберто Розетти в Россию.
— Какие вопросы обсуждались на последнем заседании судейского комитета РФС?
— Мы подводили промежуточные итоги первой части сезона. По этой теме выступал Роберто Розетти. Он подчеркнул, что в целом судейство было удовлетворительным. С такой оценкой выступили руководители РФПЛ и ФНЛ. Судьям были выставлены и низкие оценки, за что они понесли наказание. Мы утвердили ротацию между судьями высшего и первого дивизионов. Если исполком утвердит эти списки, то документ вступит в силу. Также итальянец отметил работу экспертно-технической комиссии, которая помогала ему в принятии основных решений. Были проблемы судейства во втором дивизионе. Мы приняли решение уделить особое внимание качеству арбитража во второй части сезона в ПФЛ.
— На этом заседании Розетти объявил о своем уходе. Для вас это решение стало неожиданным?
— Скорее вызвало удивление. Я не предполагал, что человек, имеющий контракт до 2016 года, завершит свою работу в РФС.
— Как оцениваете 2,5 года работы Розетти в качестве руководителя департамента судейства и инспектирования?
— Это положительный опыт для России. Виталий Мутко стал приглашать иностранных арбитров, чтобы убедить общественность, что зарубежные специалисты сопоставимы с российскими. Нам был необходим и опыт приглашения зарубежного специалиста на руководящий пост. Надо было понять, что Розетти выстраивает работу по тем же принципам, по которым это делали и отечественные специалисты. Могу отметить, что в деятельности итальянца было много позитивных моментов: независимость судейства, невмешательство лиг в работу организации.
— К главным заслугам Розетти относят присоединение России к Судейской конвенции УЕФА и разработку стратегии развития судейства-2020.
— Я бы не стал говорить, что это целиком и полностью инициатива Розетти. Над этими документами работали два органа: департамент судейства и инспектирования и судейский комитет. Благодаря президенту РФС Николаю Толстых в нашем судейском корпусе образовалась четкая структура организации судейства. Комитет перестал быть фиктивным органом и приступил к развитию судейства. Стратегия развития судейства-2020 родилась в серьезных спорах и творческих баталиях.
— При Розетти в России повысился уровень судейства?
— Об уровне судейства нужно судить по всем показателям, начиная от второго дивизиона и заканчивая РФПЛ. Необходимо проделать еще много работы, для того чтобы так утверждать. Главная заслуга Розетти в том, что появились качественные молодые судьи. Их не так много, но они есть. С другой стороны, надо уважительно относиться и к ветеранам нашего цеха. К сожалению, многим нашим заслуженным арбитрам пришлось завершить карьеру после прихода Роберто.
— Розетти отмечал, что ему пришлось работать с теми молодыми судьями, которые оказались в его распоряжении, а все опытные арбитры одновременно завершили карьеру?
— Не совсем так. Нельзя бездумно омолаживать судейский корпус. Молодежь должна выходить на ведущие роли за счет своего мастерства, а не паспорта. Игорь Захаров, Игорь Егоров, Станислав Сухина могли бы судить РФПЛ до сих пор, если бы к ним было другое отношение. Я говорю о нормативах. В Англии не сдают такие жесткие тесты, так как понимают, что возрастные арбитры имеют проблемы с коленными суставами и не могут выдержать всех испытаний. На мой взгляд, введение этого теста не совсем оправданно. Однако я не хочу критиковать Розетти. Он выбрал такую линию и нес ответственность перед РФС. В итоге получил высокую оценку руководства лиг и хорошую прессу.
— Кто может быть преемником итальянского специалиста?
— Этот вопрос к президенту РФС. Я бы не стал называть нового руководителя департамента судейства и инспектирования преемником Розетти. Это будет специалист, который возьмет на себя серьезную ответственность. Если это будет местный и случится неудача, то это вызовет негативную реакцию футбольного сообщества. Все станут говорить, что надо вернуться к кандидатуре иностранца. Уверен, что на этой должности должен работать свой человек, который знает прошлое советской и российской школы судейства. Новый глава департамента обязан работать 24 часа в сутки, знать всех судей и для этого выезжать на все предсезонные сборы. Он должен создать здоровую конкуренцию между арбитрами, сделать их одинаковыми перед законом и повысить авторитет отечественных рефери на международной арене.
— Матчи Лиги чемпионов судит всего один отечественный арбитр…
— Тут мы сделали шаг назад. Надо вернуть свои позиции, чтобы хотя бы три судьи представляли Россию в матчах топ-класса. Однако всё зависит от самих арбитров. Их главная проблема заключается в том, что надо одинаково судить матчи еврокубков и чемпионата.
— Кто, кроме Карасева, способен пойти на повышение в классе?
— На последнем судейском комитете УЕФА Алексей Еськов и Сергей Лапочкин получили повышение в классе. Лапочкин из третьей группы перешел во вторую, а Еськов из второй в первую. К сожалению, Владислав Безбородов остался в первой группе и не смог попасть в элиту. По моему мнению, Владислав соответствует уровню арбитров топ-класса, но в прошлом еврокубковом сезоне получил ряд не очень хороших оценок. Из-за этого он не приглашен на семинар-сбор судей, которые будут обслуживать матчи плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы.
— После матча «Спартак»–ЦСКА (2:2) вы покритиковали работу Сергея Карасева…
— Я видел все его последние игры чемпионата и три международных матча. Сергей сделал правильные выводы относительно своего судейства в прошлом сезоне и сильно прибавил во всех компонентах. Он становится лидером российского судейства.
— Почему матчи столичных команд с региональными обслуживают арбитры из Москвы?
— Это плохо для нашей большей страны. Нам необходимо растить судей во всех регионах. Сегодня судейский комитет приступил к большому проекту по созданию школ судейства в регионах. Я думаю, что через несколько лет ситуация изменится и у нас будет достаточно региональных арбитров.
— На чемпионата мира-2014 ФИФА разрешила использовать спреи для определения точки штрафного удара и расстояния до стенки. Как вы отнеслись к этой инициативе?
— На судейском комитете УЕФА этот вопрос привел к дискуссии. Позиция Пьерлуиджи Коллины заключается в том, что надо приступить к эксперименту на чемпионате мира до 17 лет. Я не поддерживаю эту идею, но, возможно, изменю свою точку зрения. Внутреннее ощущение говорит о том, что у судей есть собственные резервы, чтобы на поле соблюдалось расстояние девяти метров.
— Эксперимент с двумя дополнительными ассистентами за воротами себя оправдал?
— Был проведен анализ, который показал, что количество ошибочных решений в штрафной площади уменьшилось. Количество сложных решений уменьшилось. Про чемпионат России пока сложно что-то сказать. В тех играх, где были задействованы пять арбитров, практически не возникало сложных моментов.
— Что скажете про электронную систему определения гола, которая будет использована на чемпионате мира в Бразилии?
— Это система очень дорогая. После чемпионата мира станет ясно, останется ли это нововведение в современном футболе или нет. После ее введения в чемпионате Англии спорных моментов о пересечении мячом линии ворот еще не возникало.
— Перед началом сезона вы говорили, что не удалось вывезти арбитров на предсезонные сборы, где они будут судить товарищеские игры. В этом году ситуация изменится?
— Мы по-разному смотрели на этот вопрос с Розетти. Это связано с тем, что итальянские арбитры могут судить матчи в своих регионах. У нас такой возможности пока нет. Нашим судьям важно приезжать на сборы, когда в чемпионате России возникает большая пауза. Чтобы не терять сноровку, им надо судить товарищеские матчи, а затем совместно анализировать допущенные ошибки. Я думаю, что любой российский специалист, который встанет у руля департамента судейства и инспектирования, станет поддерживать это начинание.
По материалам: “Известия”
[divider]
Фото: “Известия”