«Мосгортранс» не оставляет попыток отсудить 1,5 млн утраты за ДТП с вагоном
«Мосгортранс» не оставляет попыток взыскать в суде 1,5 млн руб. с москвича Алексея Потемкина, по вине которого был в ДТП поврежден трамвай нового поколения «Витязь-М» стоимостью 95 млн руб. Основная часть взыскиваемой суммы — утрата товарной стоимости (УТС) трамвая, который городские власти планируют «продать в другие города». Ранее Минюст заявил, что ведомственную методику для расчета УТС трамвая применять нельзя, однако столичные власти продолжают спорить с этой позицией. Поврежденные трамваи перестают «радовать глаз» жителей и «гостей столицы», говорят они, так как утрачивают «задуманную создателями красоту, эстетичность, выразительность, величественность».
ГУП «Мосгортранс», рассказали “Ъ” в пресс-службе предприятия, подало кассационную жалобу на определение Мосгорсуда по делу о взыскании ущерба за поврежденный трамвай «Витязь-М» стоимостью 95 млн руб. “Ъ” ранее рассказывал об этом деле. В июне 2017 года москвич Алексей Потемкин на своем автомобиле врезался в трамвай, ГИБДД признала его нарушителем. ОСАГО у него не было, «Мосгортранс» для компенсации ущерба обратился в Останкинский суд. Ремонт трамвая ГУП оценил в 36,6 тыс. руб., УТС — в 1,46 млн руб. УТС рассчитывается по методике Минюста для возмещения ущерба при столкновении транспортных средств (отремонтированная после ДТП машина теряет в цене). В формулу закладывается цена машины. В ноябре 2018 года Останкинский суд требования «Мосгортранса» удовлетворил полностью. Адвокаты Алексея Потемкина обратились с апелляцией в Мосгорсуд, тот в сентябре 2019 года снизил сумму УТС до 100 тыс. руб. «Мосгортранс» с решением не согласился и подал кассационную жалобу, которую рассмотрят в ближайшие дни.
“Ъ” удалось ознакомиться с текстом жалобы. В ГУП настаивают, что методика Минюста по расчету УТС использовалась корректно: запретов на ее применение нет, результат экспертизы по оценке ущерба «Витязю» не оспаривался. Ранее “Ъ” запрашивал позицию Минюста в связи с этим делом: в ведомстве заявили, что методику для расчета УТС трамвая применять нельзя, на этом настаивала и защита Алексея Потемкина в суде. Высокую цену трамвая «Мосгортранс» объяснил примененными в конструкции «новейшими научно-техническими разработками» и контрактом жизненного цикла (с ОАО «Метровагонмаш», всего поставлено 300 трамваев), который был заключен на 30 лет. Кроме того, на момент аварии вагон эксплуатировался всего девять дней.
ГУП указывает на то, что применяемые в городе «Витязи-М» оборудованы системой климат-контроля, зарядками для гаджетов, ездят бесшумно и каждую неделю перевозят более 2 млн пассажиров.
Пассажиры называют трамвай «красавчиком» и «космическим пришельцем» (в жалобе приводятся выдержки из отзывов в интернете). На предприятии признают, что обоснованность возмещения УТС определялась не на основании «экономического расчета расходов на ремонт», а на основе «моральной стороны последствий ущерба»: «битые» и восстановленные после ДТП трамваи теряют в цене при перепродаже (состав планируется продать в «другие города спустя несколько лет», сказано в жалобе).
Восстановленные трамваи перестают «радовать глаз» жителей и «гостей столицы», так как утрачивают «задуманную создателями красоту, эстетичность, выразительность, величественность».
«Никто не любит ездить на битых трамваях, это вызывает опасение, сомнение в их надежности»,— говорится в жалобе. Взысканную Мосгорсудом УТС в размере 100 тыс. руб. в «Мосгортрансе» считают «несоизмеримо малой» и требуют взыскать полную сумму, которая была указана изначально.
Представитель Алексея Потемкина Дмитрий Иванов, в свою очередь, уже направил в суд отзыв на жалобу «Мосгортранса», в которой привел новые обстоятельства дела. Экспертиза ущерба трамвая проводилась незаконно и не может быть принята судом, считает он, на момент ее проведения эксперт компании «Экспертфининвест» (нанятой «Мосгортрансом») был исключен из саморегулируемой организации оценщиков, а это условие является обязательным по законодательству. Также адвокаты считают некорректным расчет УТС всего трамвая, который по факту состоит из трех секций, но в ДТП была повреждена только одна.
«Мосгортранс» не первый раз пытается отсудить УТС в связи с повреждением «Витязя-М» в ДТП. В октябре 2019 года ГУП обратился с иском в Лефортовский суд в отношении Юрия Сизова, виновника аварии, которая произошла в январе прошлого года. Ремонт трамвая был оценен в 44,6 тыс. руб., УТС — в 1,14 млн руб. У Юрия Сизова было ОСАГО, страховая компания МАКС выплатила «Мосгортрансу» 400 тыс. руб., остальную сумму ГУП попытался взыскать в суде. Лефортовский суд сделал запрос в Минюст, там подтвердили, что методика для оценки УТС трамваев не применяется. Также суд обратил внимание на расхождение данных: эксперт исходит из цены трамвая в 95 млн руб., но по товарной накладной, приобщенной к делу, стоимость составляет 91,7 млн руб. Решением Лефортовского суда от 11 декабря Юрий Сизов обязан заплатить дополнительно 3,4 тыс. руб. за ремонт трамвая.
Иван Буранов
По материалам: “Коммерсантъ”