Предвыборная телеграмма

Офшорная империя братьев Дуровых оказалась под ударом американской комиссии по биржам и ценным бумагам

Американская комиссия по биржам и ценным бумагам блокирует попытки экс-владельца соцсети «Вконтаке» Павла Дурова создать «биткоин для телеграмма». Если суд откажет SEC, в телеграмме появится возможность не только анонимно размещать любые материалы, но и оплачивать их размещение. Анонимно.

Дилемма Дурова

Конец февраля станет моментом истины для Павла Дурова. В Нью-Йорке начнутся слушания по иску к нему и его бизнесу, поданному Комиссией по биржам и ценным бумагам (SEC) – основным регулятором США на рынке ценных бумаг. Обе стороны согласились на «быстрый вариант судебных слушаний». Это означает, что решение будет вынесено оперативно. Оперативность имеет особое значение для Павла Дурова. Дело в том, SEC приняла в октябре 2019 года решение о запрете выпуска на рынок криптовалюты, разрабатываемой командой Telegram. Это поставило Павла Дурова перед сложной дилеммой, известной каждому венчурному инвестору – рискнуть или вернуть деньги. Есть, конечно, и третий вариант – сбежать с деньгами, но в данном случае он не выглядит реальным. Павел Дуров не захотел сам принимать решение, а «передал» это право сами инвесторам. Он предложил им выбрать – вернуть 77% вложений, или ждать последнего и окончательного дедлайна. Сейчас срок запуска денежной платформы назначен на 30 апреля 2020 года. Таким образом остаётся совсем немного времени.

Но пока Дурову некогда заниматься разработкой валюты – он находится под прицелом юристов SEC. 7 и 8 января его уже допрашивали в городе Дубае – месте проживания венчурного капиталиста.

История судебных отношений SEC с братьями Дуровыми началась в 2018 году, после того как две офшорные корпорации – Telegram Group Inc. и ее дочерняя структура – TON Issuer Inc., зарегистрированные на Британских Виргинских островах, продали группе инвесторов 2,9 млрд «токенов» на общую сумму $1,7 млрд. Так как токены в переводе означает монеты, это позволяет Павлу Дурову утверждать, что покупатели поучаствовали в ICO – первичном размещении таких монет, будущей валюты будущей валютной системы, создаваемой в будущей экосистеме Telegram. Пока для широкой публики известны лишь имена: Gram – для валюты TON, Telegram Open Network – для самой экосистемы. Для узкой аудитории инсайдеров известны протокол создания этой криптовалюты и ее последующего виртуального обращения.

Зачем эта будущая валюта нужна покупателям уже сегодня? Из -за ее фиксированной цены (10 центов США), по которой она продавалась участникам ICO. Предполагается, что в будущем, когда токены будут использоваться в качестве платежного инструмента, ее цена относительно других валют начнет расти по «формуле TON» – увеличиваться экспоненциально на одну миллиардную для каждой последующей монеты, пока не достигнет рыночной стоимости. По планами архитекторов этого «бизнес-плана», рост может обойти по масштабам и скорости феноменальные показатели биткоина, сделавшим миллиардерами простых смертных, решивших попробовать первую криптовалюту «на вкус». Несмотря на технологическую сложность операции по запуску криптовалюты, с экономической точки зрения история с «граммами» напоминает авантюры незабвенного Сергея Мавроди, который также любил продавать «токены» (бумажные, но зато со своим портретом). Они также росли в цене, делая сказочно богатыми первых покупателей в этой пирамиде.

Офшорная империя братьев Дуровых оказалась под ударом американской комиссии по биржам и ценным бумагам

И хотя Сергей Мавроди называл бумажные билеты валютой, в реальности они представляли собой «ценные» бумаги. В том смысле, что они имели разную цену – одну во время выпуска, и другую в процессе вторичного обращения.

Именно так – попытку выдать выпуск ценных бумаг за квазиденежные операции, представляют ситуацию юристы из SEC – регулятора американского рынка ценных бумаг. По их мнению, никакой «экосистемы TON» в природе не существует, а речь идет, по сути, о нелегальном первичном размещении ценных бумаг – IPO.

Различие в одной букве в аббревиатуре меняет суть дела, так как любое незарегистрированное в SEC IPO нарушает «Закон о ценных бумагах», принятый в США в 1933 году. Именно так оценивают в SEC действия братьев Дуровых.

Made in USA

Но какое дело американской комиссии до того, каким образом выстраивают свои отношения c инвесторами офшорные структуры Дуровых?

Дело в том, что по данным, которыми располагает SEC, около четверти всех токенов, на сумму $425 миллионов, скупили американские инвесторы. Это дало основания SEC для проведения собственного расследования. В результате которого обрисовались весьма характерные признаки классического, но не зарегистрированного в комиссии IPO.

Так выяснилось, в январе 2018 года представители TON уговаривали одного американского инвестора вложиться в покупку виртуального (в полном смысле этого слова) актива с целью получения прибыльности кратной от 0Х до 50Х на сумму инвестиций. Инвестор поверил, и вложил в Gram $27,5 млн.

Такими же уговорами, по данным SEC, занимались и банки – BNY Mellon и Credit Suisse, которые де факто стали посредниками в продаже токенов, другими словами выступили в роли инвестиционных консультантов. SEC сумела получить запись сотрудника Telegram, который обсуждал переводы денег, вырученных от продажи токенов через через BNY в Credit Suisse AG.

Гибридное оружие

Кроме вполне очевидных проблем с американским законом у Павла Дурова есть еще одна — возможности создаваемой им платформы. До сих пор телеграмм являлся платформой, который гарантировал информационный обмен. Но это никак не касалось товарно-денежных отношений, которые существовали в других областях. Соответственно, там безопасность не гарантировалась. Это создавало серьезные риски для любых планов ведения информационной войны, которую может развязать в любой стране хорошо поставленная сетка публичных каналов. Есть, конечно, старый проверенный биткойн, но в последнее время кредит доверия к этой валюте серьезно снизился. Кроме того, расчеты в биткойнах идут очень медленно, что странным образом противоречит самой ее природе. TON должен обеспечить быстроту транзакций, сопоставимую с обычными денежными переводами по банковским картам. Фактически GRAMs могут стать первой «настоящей» валютой – с одной стороны независимой от регуляторов, с другой – удобной для расчетов и более защищенной.

Таким образом к выборам президента США на территории этой страны может быть развернута сетка анонимных каналов, способных сбрасывать любой компромат за любые деньги. И противостоять блокировкам. На этом фоне все проблемы «вмешательства» в предыдущую предвыборную президентскую кампанию 2016 года могут показаться для политического класса США детской болезнью.

И в этом случае силами SEC уже не обойтись. В этом случае может быть реализован план Б – компрометация компрометатора, который был уже опробован на Джулиане Ассанже.

Уже сейчас в интернете появилось большое количество мошеннических сайтов, которые предлагают приобрести токены Павла Дурова. Последнему приходится опровергать эту информацию, рассказывая, что «на самом деле» никаких GRAMов еще просто не существует в природе. Их еще надо (буквально) произвести.

Появился и сторонний иск. Группа инвесторов подала в Высокий суд Лондона на проживающего в Великобритании российского предпринимателя, которого обвиняют в махинациях с еще не существующей валютой. Так что последствия выпускания GRAMа из бутылки могут оказаться самыми неожиданными.

Александр Кузьмин

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Логистика и доставка 2020 – курс на аутсорсинг

Далее

«Прачке века» отменили свободу

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru