Российский рынок транспортно-логистических услуг в прошлом году демонстрировал замедление темпов роста, что было связано со снижением объема коммерческих перевозок. Прогноз на 2020 год в этом смысле остается сдержанным, хотя отрасль, по оценкам аналитиков, будет в небольшом плюсе. О том, каким для сферы логистики и поставок был 2019 год и чего ждать в 2020 рассказал Директор по логистике фулфилмент-оператора Fulex, Алексей Микляев.
Минувший год показал, что наиболее востребованным сегментом перевозок в нашей стране являются сборные грузы (LTL). Это стало прямым следствием постоянной работы грузоотправителей по повышению эффективности собственного бизнеса.
Еще одним заметным драйвером развития LTL-перевозок стало интенсивное развитие С2С-сегмента через такие торговые площадки, как «Юла», «Авито» и аналогичные им, позволяющие гражданам России совершать покупки на территории всей страны. Но справедливости ради стоит сказать, что положительное влияние на рынок со стороны этих площадок ограничивается общим снижением платежеспособности населения и высокими транспортными расходами на доставку грузов в удаленные районы страны. Основной рост грузоперевозок в минувшем году, тем не менее, пришелся на регионы, тогда как Москва и Санкт-Петербург, судя по всему, близки к предельному насыщению рынка и, как следствие, максимальной конкуренции среди перевозчиков.
Главным драйвером роста логистики в 2019 году стали электронная коммерция и сетевые маркетплейсы такие, как «Wildberries», «Ozon», «Беру» и многие другие. В данном сегменте уже не первый год отмечается рост продаж и расширение сети пунктов выдачи, что накладывает свой отпечаток на взаимодействие перевозчиков и торговых сетей.
Яркой тенденцией 2019 года в сфере доставки стало продолжающееся уменьшение объема партий товаров при одновременном увеличении кратности поставок. Данный тренд оказался в минувшем году настолько выраженным, что многие транспортные компании были вынуждены корректировать свои бизнес-модели в связи с изменившейся конъюнктурой рынка.
2019 год показал, что сегмент комплексных логистических услуг будет развиваться и дальше. Причем, если раньше хранение, сборку и доставку грузов на аутсорсинг отдавали, преимущественно представители крупного и среднего бизнеса, то с течением времени и малый бизнес пришел к пониманию того, что логистический аутсорсинг – это действительно эффективный способ сократить издержки и сосредоточиться на профильных для компаний видах деятельности.
Основными сдерживающими факторами развития рынка в 2020 году станут: очередное повышение тарифов системы «Платон», отложенный эффект от повышения в минувшем году НДС и акциза на топливо, плоская шкала штрафов, заложенная в систему весогабаритного контроля, а также введение реестра перевозчиков.
В свою очередь поддержку рынку в 2020 году окажут: продолжающаяся адресная государственная поддержка рынка новой грузовой техники, завершение ряда инфраструктурных проектов, связанных с развитием и модернизацией дорожной сети, а также рост грузооборота с Крымским полуостровом, объемы которого с открытием полноценного автомобильного и железнодорожного сообщения могут выйти на качественно новый уровень.