Современная жизнь «теневого мира»
Борьба с ворами в законе закончилась тотальным поражением последних. Все, кому приписывали звание «патриархов криминального мира», кого называли «вором №1», — за решеткой. Остальные стали массово отказываться от статуса (в том числе в письменном виде) и даже… заявлять в полицию на сотрудников полиции и спецслужб, которые их «курировали»!
Одновременно со всех концов страны поступают сигналы об избиениях и пытках авторитетов. Те жалуются во все инстанции, прибегают, как они выражаются сами, к законным методам (переметнулись, однако!). Но тщетно. Словно бы эту касту решили еще вывести из правового поля. Отмечают этот тренд не только известные адвокаты, но даже общественные и религиозные деятели, представители мира искусства и кинематографа.
Что происходит в «теневом мире» — расследование обозревателя «МК».
Хроника с «воровского поля битвы»
Итак, 1 апреля 2019 года вступила в силу новая статья УК РФ 210.1. «Занятие высшего положения в преступной иерархии». Наказание — до 15 лет лишения свободы.
Давайте попробуем составить хронологию особо значимых событий, произошедших после этого.
15 июля 2019 года. Арестован Олег Медведев, известный как Шишкан. Накануне ареста СМИ писали о нем исключительно как о воре №1. Вот первым его и задержали. Сам он, судя по всему, беды не чувствовал, вел размеренный образ жизни, позиционируя себя как спортсмен и бизнесмен, общался с политиками, давал интервью. Задержали Медведева накануне его юбилея, на который были приглашены многие известные личности.
Август 2019-го. 59-летний Олег Мухаметшин, известный в преступном мире как Муха Люберецкий, написал заявление в полицию, где просил не считать его вором. Это первое заявление подробного рода. Так что Муху даже прозвали «отказником-первоходом». Многие авторитеты его поступок осудили. И не только они. Юристы посчитали, что такое заявление — не что иное, как явка с повинной. А она предусматривает смягчение наказания всего на одну четверть от максимального срока.
Октябрь 2019 года. Семья Константина Борисова по кличке Костыль обратилась к журналистам с просьбой не публиковать о нем непроверенных фактов. Произошло это после того, как в СМИ появилась информация: Костыль будет следующим арестованным по новой статье 210.1. «А сотрудники компетентных органов на основании таких журналистских статей принимают соответствующие решения», — говорится в обращении. Близкие Костыля также сообщили о его тяжелой болезни (проходит курс химиотерапии).
Ноябрь 2019 года. Авторитетный заключенный Заза Матуа написал заявление в СК и Генпрокуратуру, где сообщил о пытках. В числе прочего рассказал, как к нему применяли ток. Цитата из обращения: «Присоединяли провода к моему голому телу, в частности в области мизинцев ног, коленных чашечек, паха яичек, груди (сосков), и включали ток. Надевали мешок из плотной ткани на голову и лили воду в рот через этот мешок… При этом говорили, что задержали мою дочь, которой подбросили наркотики. Говорили, что также задержат мою жену и вторую дочь».
По словам Матуа, таким образом с него выбивали показания на настоящих воров во владимирской колонии №3.
— У Матуа истекает 15-летний срок заключения (ему осталось сидеть чуть больше года), — говорит его защитник. — Согласитесь, нелогично, если в этот период человек идет и пишет еще явку с повинной, чтобы получить дополнительные несколько лет и прихватить с собой парочку авторитетов. Выглядит это абсурдно. Мы просим проведения судмедэкспертизы, согласны на полиграф и т.д. В органах говорят, что вопрос о возбуждении уголовного дела по факту издевательств решается.
Вот тут самое время поразмышлять о том, можно ли так с авторитетами или нет?
— Если правительство считает, что может полностью взять улицу под контроль и растворить, уничтожить организованную преступность, — все законные средства приемлемы, — говорит юрист Ярослав Пакулин. — И мы видим, что системно начинает применяться закон, который ужесточает ответственность за принадлежность к криминальному миру, за статус лидера. Но если Россия идет по пути Закона — все случаи злоупотребления со стороны правоохранителей должны обличаться, а суд должен быть к ним еще более нетерпимым. Такие методы «борьбы с ворами», как пытки в отделах полиции, фальсификации доказательств, должны отмереть. Не соблюдая права человека для какой-либо одной категории лиц, даже из числа преступников, государство обесценит этот институт, само понятие.
31 января 2020 года. Пресненский райсуд арестовал заместителя начальника Главного управления уголовного розыска (ГУУР) по раскрытию преступлений и сопровождению уголовных дел, вызвавших большой общественный резонанс, Евгения Кузина и бывшего замначальника 8-го отдела управления «К» службы экономической безопасности ФСБ РФ Игоря Фролова. Первому вменяется взятка, второму — посредничество. Потерпевший — авторитет Миро Адамян по кличке Мирон.
Это первый случай в истории, чтобы законник писал заявление на правоохранителей. Другие его не осудили, и вот почему: воры сейчас на осадном положении, так что в этих реалиях многое из того, что раньше было, неприемлемо.
— С появлением нового закона в руках сотрудников полиции появилась «волшебная палочка», — говорит гангстер на пенсии Михаил Орский. — И у вора оставалось три выбора: либо ты бежишь, либо платишь, либо садишься. Иного выхода просто нет. Но не все коту Масленица, вот и коррупционеры в погонах, махавшие этой «волшебной палочкой», были задержаны. С Мирона же, который их имена озвучил, никто не спросит.
Февраль 2020 года. СМИ со ссылкой на источник в СК сообщили о том, что будет возбуждено дело по новой антиворовской статье против Бадри Когуашвили.
Не так давно (сразу после очередной отсидки) Бадри попал в одну из столичных больниц. Выглядел он, по свидетельству докторов, как узник Освенцима: кожа да кости (в тюрьме он отказывался от пищи, опасаясь провокаций). Его выводили из этого состояния, через каждый час давая по маленькой ложке специальной жидкости. Говорят, ему сочувствовали даже правоохранители. И вот что он прокомментировал сам:
— Не верится, что сегодня любое цивилизованное государство, какой бы ни была система его правления, захочет иметь раздавленных, изуродованных физически и морально граждан и что руководитель будет поощрять методы борьбы, калечащие и подавляющие самосознание людей. Вор в законе — ярлык или термин? Как описать, охарактеризовать человека, к которому применяется это словосочетание? Ведь оно не имеет юридического значения, создано для негативного отклика со стороны обывателя. Если говорить обо мне — я признаю только здравый смысл, что и бывает раздражителем, причиной моих проблем. Каким бы идеальным закон ни был — он в руках человека может обрести любую форму. Виной тому — пороки человеческие: тщеславие, гордость, корысть — именно они нередко прикрываются законом, используют его как инструмент. Многие уверены, что Грузия выглядит примером борьбы с ворами, что там судят за принадлежность и именование себя вором. Это не так. Любое преступление требует расследования, доказательства, наличия состава преступления. Ведь не запускают же в космос человека, назвавшего себя космонавтом, без проверки его на соответствие этой профессии? Вот хотелось бы, чтобы и в России судили не за «имя», а за деятельность.
На смену старой гвардии приходит новая
Человек, сидящий передо мной (имя его не раскрываем в целях безопасности), в свое время, скажем так, определял повестку борьбы с ворами, сам являясь частью этой криминальной системы.
— Что, по-вашему, сегодня происходит на «линии фронта» войны с ворами в законе?
— Сейчас на витрину выставлена борьба с коррупцией. Людям сообщается о силовиках, которые крышевали воров (как будто это раньше не было никому ясно, как будто без спецслужб тот же Япончик мог в свое время отбыть в Америку…). Именно это тренд.
Обывателей мало волнует как таковая борьба с ворами, они сейчас сосредоточены на вопросах внутренней политики. Вот им и подаются новости о посадках воров как о достижениях спецслужб (в том числе в раскрытии резонансных преступлений прошлых лет), так и об очищении их рядов. На повестке все сбалансировано.
— Про резонансные преступления прошлых лет — это вы в первую очередь об убийстве Япончика?
— Да. Вячеслав Иваньков в свое время немало сделал для страны (как бы странно это ни звучало). Но отменить ту истину, что эта машина перемалывает свои «винтики», он не мог. Со всеми нами происходит то же самое.
Чем крупнее «винт», тем меньше у него шанс уцелеть.
— И все-таки почему именно сейчас задержали подручного киллера — Муртаза Шадания, который якобы привез снайперскую винтовку к месту убийства?
— Недавно (перед тем как в СМИ появилась информация о заказчике убийства Махо) вызывали в СК последнюю любовь Япончика, у которой вы когда-то брали интервью. Долго допрашивали по обстоятельствам убийства. Если все уже было установлено, то зачем?
Сразу возникло такое впечатление, что сейчас, спустя 10 лет, хотят убедиться, что некому опровергнуть ЛЮБУЮ версию следствия. Ну, вот и после общения с пассией Япончика обрисовался беглый организатор. Сроки давности бывают не только процессуальные, но и человеческие. Про дело все забыли. Но оно сейчас нужно было силовикам, чтобы продемонстрировать свое умение раскрывать громкие дела. А что все эти Махо в действительности пешки в игре спецслужб — это останется за кадром. Навсегда.
— А самому Махо зачем надо, чтобы на него стрелки перевели? Или с ним не «согласовали»?
— Он в курсе своей новой роли, конечно. У законников и их кураторов в погонах общий бизнес. В данном случае куратор расплачивается со всеми этими Махо предоставлением им свободы и возможностью дальше «зарабатывать».
И еще. Круг этот очень узкий, сугубо национально ориентированный. У нас по любому делу все фигуранты вам сразу выложат: кто заказал, за что и почему, как именно выглядела провокация… Такие вещи не утаишь, как шило в мешке. Вот и там все знали все. А чтобы спустя 10 лет спецслужбы до чего-то докопались — это сказки для обывателей.
— А вот еще одна новость многих поразила: племянник легендарного Деда Хасана Дмитрий Чантурия по кличке Мирончик написал заявление, что знакомый бывший сотрудник ФСБ РФ Игорь Фролов и сотрудник ГУУР Евгений Кузин вымогают у него взятки за покровительство и непривлечение к ответственности по статье 210.1 УК РФ! Это что — хитрость такая, чтобы не попасть за решетку самому, как коллеги по цеху? Считают, что он двух зайцев убил — от «крыши» избавился и под программу о госзащите попал.
— Никакой он не хитрый, и никаких зайцев ему никто убивать не позволит, еще чего… Это та самая смена генераций внутри спецслужб, о которой говорили. Мирончикам говорят, на кого и когда писать заявление — вот и все. Права голоса они не имеют. В случае чего действует бессмертное гоголевское правило: я тебя породил — я тебя и убью! Все Мирончики порождены силовой системой и полностью ею управляемы.
Мирончики нужны и ради денег, и ради бюджетных вливаний в деятельность спецслужб, и ради досрочных званий, и ради выплеска эмоций…
— За последнее время, получается, весь воровской мир изменился — одних убили, других посадили.
— Происходит естественная ротация кадров: когда кто-то возвышается и становится недостаточно управляемым (а чем старше человек, тем он меньше готов быть вершителем чужой воли), его убирают.
Есть и встречная тенденция, ее можно назвать определяющей: в самих спецслужбах на смену старой генерации приходит новая. Такие истории, как с Япончиком, Шакро, Шишканом (называет имена известных авторитетов, двое из которых сейчас за решеткой. — Прим. авт.), нужны ей, чтобы перекроить воровской рынок в своих интересах: она получает возможность выдвинуть на ведущие позиции собственных людей. Выходящие в тираж силовики пытаются сохранить влияние через своих старых «агентов влияния» — вот и получается, что их нужно убирать… Иначе они не уступят своего места.
— А почему сами воры не понимают этого?
— 100%-ным спектаклем все это не может быть. Всегда есть те, кто либо не желает принимать правила игры, либо решает выйти из нее. Однако это частности и исключения. В целом воровской мир можно уподобить Луне — спутнику Земли. Сойти с орбиты она не может. Иногда лишь удаляется от притягивающей ее планеты. Но деваться ей некуда, да и все затмения давно просчитаны.
— Уважаемые в их кругах авторитеты рассказывают про пытки и издательства со стороны силовиков. Одного током били, другого голодом морили… Такого раньше никогда не было. Это что, тренд на обесчеловечивание категории?
— Силовики не могут себе позволить вести внутреннюю конкурентную борьбу в жестких формах. Все, чем они занимаются, — тайные, подковерные движения, в которых никто не признается. Так что все эмоции обрушиваются на головы марионеток. На них отрываются. Отсюда и издевательства.
Ева Меркачева
По материалам: “Московский комсомолец”