Санкт-Петербург и Ленинградская область хотят быть немного ближе за счет мусора
Главы Санкт-Петербурга и Ленобласти недавно рассказали об интеграции двух регионов. В чем она будет заключаться? Почему такие заявления слышны уже больше десяти лет, но «союза» никак не выходит? И отчего, как кажется, нынешний прожект лишен политической составляющей?
На днях вице-губернатором Санкт-Петербурга был назначен главный хирург Ленинградской области Олег Эргашев. Многие увидели в этом кадровом решении Смольного как раз реальный шаг на пути интеграции, так как Эргашев должен заняться совместными для регионов программами здравоохранения.
Однако данный вопрос все же не главный – основной интерес Ленобласти к Санкт-Петербургу в помощи при транспортной логистике, так как огромное количество жителей 47-го региона постоянно ездят на работу в 78-й регион. Не говоря про дачный сезон, когда весь транзитный транспорт перегружен. Что касается Смольного, его, прежде всего, интересуют мусорные полигоны соседа, так как не удалось договориться с Новгородской областью.
ЛО: главное – совместные дороги и общественный транспорт
Итак, в феврале в правительстве Санкт-Петербурга официальным пресс-релизом рассказали, что в настоящий момент ведется плотная работа по созданию интеграционного плана области и города. «Цель этого плана — синхронизировать нашу деятельность в области социальной политики, экологии, образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры, сезонной миграции жителей», – сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подтвердил вышесказанное почти слово в слово, но добавил важную деталь: «Речь не идет о территориальном объединении двух регионов».
Губернаторы отметили любопытное: зачастую тарифы ЖКХ в 47-м регионе выше, чем в более зажиточном 78-м. Странность объясняется тем, что коммуникации от петербургского поставщика проходят через другой регион, а работающая на этой территории организация взимает дополнительные средства на содержание сетей и оборудования. Отметим также, что Ленобласть с огромным количеством сельского населения слабо газифицирована (не более 70%).
Но главное – транспортные дела. Дело в том, что Петербург и «ближняя» Ленобласть давно стали единым целым, с едиными масштабными дорогами, а вот бюджеты регионов разные, а ведь есть еще подковерная борьба за федеральные субсидии. Предлагается создать некий «дорожный общак», куда скидывается областное правительство, Смольный и правительство РФ. Деньги должны пойти на реконструкцию сверхважной для взаимодействия регионов Колтушевского шоссе, развязку КАД в Мурино и Пискаревский проспект – в сумме речь идет о 14,6 миллиардах рублей. Понятно, с кондачка вопрос с такими деньгами не решиться – будет много споров, торгов, привлечение Москвы в виде мирового судьи и т.д. Но процесс пошел, хоть и в устном виде.
Что касается общественного транспорта, то вопрос наиважнейший как раз для простых людей. По грубым оценкам, ежедневно в Санкт-Петербург на работу приезжает до миллиона жителей Ленобласти. И не только «ближней». Летом из Петербурга на дачи ездит до двух миллионов человек. Установить удобное расписание, единые тарифы и льготы – большая задача для профильных комитетов регионов. Зато если получится, люди точно будут благодарны.
Кстати
Метро в областном поселке Кудрово – первый транспортный проект, который может связать город с Ленобластью. Финансирование опять-таки частично федеральное, так предполагалось. Однако дело пока не идет, по плану метро должно было открыться в этом году, но это произойдет вряд ли.
О вывозе мусора за приемлемые деньги
А вот главный вопрос интеграции для Петербурга, на самом деле, – мусорные полигоны и свалки соседнего региона. В Санкт-Петербурге по федеральному закону запрещено создание полигонов бытовых отходов, и весь объем мусора, образуемого в городе, а это примерно 7-9 млн тонн в год, свозится в область. Довольно логично просить Петербург «компенсировать часть экологической нагрузки, которую несут жители области». Эту проблему, по логике, может решить экологический сбор, который направят на развитие районов с полигонами, принимающими городской мусор. Озеленение там, и всё такое.
Мусорный вопрос в России – один из самых острых, что мы видим по яростным протестам жителей во многих регионах. Политолог Александр Саморуков комментирует тенденцию для «Нашей версии»: «В Ленинградской области много недовольных экологическим вопросом, и тем, что большой сосед спускает им на голову все свои отходы. Свалки горят, многие городки и села вроде поселка Никольское Тосненского района страдают, когда ветер с ядовитыми «духами» дует в их сторону много дней подряд. Всё это тревожит. По сути, необходимо серьезно вложиться в областные полигоны, но лишних денег нет ни у кого ныне».
Говорят, Смольный не так давно предпринял финт ушами и в обстановке глубочайшей секретности вел переговоры с правительством Новгородской области. Дабы направлять бытовой мусор туда. Плюс – в дешевой цене по утилизации, минус – в большем расстоянии, чем от Ленобласти. В качестве конкретики для масштабного полигона, который кокетливо называли «технопарком», мелькал новгородский поселок Чудово. Однако возможные переговоры правительств Петербурга и Новгородской области к успеху по тем или иным причинам не привели.
Теперь опять как-то придется в мусорном вопросе договариваться с Ленобластью. И есть разные вопросы с операторами вывоза – частными они должны быть или государственными.
«Это уже не политический вопрос»
Политолог Владимир Большеков подводит для «Нашей версии» итоги информации об интеграции: «Как показалось, в данном вопросе главную инициативу проявляет Ленобласть. Оно и понятно, там в этом году выборы, любая пиар-активность необходима. Беглов же недавно избрался, для него такие резкие интеграционные шаги – вопрос не первостепенный. Понятно, что сейчас самый актуальный вопрос – мусорный, потому что больше Смольному отходы просто некуда девать.
Отмечу и такой важный момент. Интеграция – это далеко не объединение регионов в один субъект Российской Федерации. Вообще у нас за последние почти тридцать лет ходило немало слухов об укрупнении субъектов, но малые регионы против, поглощена была только Карякия. Вот и главы Петербурга Анатолий Собчак и Валентина Матвиенко хотели усилить свое влияние, создать вместе с Ленобластью суперрегион – Петербургскую губернию со столицей в Санкт-Петербурге, но успеха не добились. Думаю, что политический вопрос срастания Петербурга и Ленобласти закрыт, во всяком случае, на долгое время. А интеграция в социальных и транспортных областях реальна, как показывает пример Москвы и Подмосковья».
Справка
Пожалуй, первая реальная попытка объединения Санкт-Петербурга и Ленобласти была предпринята в 1993 году. Тогда представитель президента РФ в СПб Сергей Цыпляев подготовил проект договора о поэтапном объединении области и города, но впоследствии от этой инициативы было решено отказаться. На федеральном уровне. Обсуждение возобновилось в 2003 году, когда петербургский ЗакС предлагал провести референдум со следующей формулировкой: «Согласны ли вы, чтобы Петербург и Ленинградская область объединились в новый субъект РФ – Петербургскую губернию?». Но и это предложение не получило продолжения. К идее в 2007 году вернулась занимавшая тогда пост губернатора Петербурга Валентина Матвиенко, но ее как-то быстро, показалось, одернули.
Евгений Колесников
По материалам: “Наша Версия”