3 млн компаний оказались под угрозой закрытия
Опрос Торгово-промышленной палаты среди малых и средних предпринимателей показал, что 3 млн из них могут закрыться. Работу потеряют 8,6 млн человек. Разорятся ваша любимая кондитерская у дома, уютный зал для йоги, частный детский сад, который принимал детей, не попавших в государственные сады из-за очередей на несколько лет вперед. Вести бизнес в нашей стране всегда было сверхрискованным делом из серии «безумие и отвага». Сначала предпринимателей кошмарили бандиты, потом – чиновники-коррупционеры, продажные суды, бесконечные проверки. И вот тем, кто умудрился встать на ноги в этом душном, непредсказуемом и паразитическом бизнес-климате, как обухом по голове, эпидемия коронавируса с ее всевозможными запретами. Да, эпидемия пройдет, но будет слишком поздно. Даже за пару месяцев без выручки такие компании могут обанкротиться, потому что им надо платить зарплаты, налоги, аренду помещений. Большинство из тех, кто оказался в беде, надеются на государство. Это, наверное, потому что оно в последнее время слишком много наобещало малому и среднему бизнесу: даже нацпроект есть в поддержку субъектов МСП, которые должны стать чуть ли не драйвером экономики. «Хватит кошмарить бизнес», – призывал в прошлом послании Владимир Путин. Вроде бы его услышали и с бизнесом подружились. Но сейчас как раз та сама беда, в которой познаются друзья. Вот только дружба государства оказалась избирательной.
Если оценки ТПП сбудутся, закроются полностью или на время половина малых и средних предприятий — всего их в России чуть больше 6 млн, в них работают 15 млн человек. Если 8,6 млн потеряют работу, безработица в стране вырастет с восхваляемых 4% до ужасающих 14%. Малого и среднего бизнеса в России больше, чем кажется: это все организации с доходом до 2 млрд рублей в год. В группе риска компании, у которых на фоне эпидемии упал спрос: фитнес-клубы, спортивные секции, ивент-агентства, сфера развлечений, кинотеатры, частные школы, курсы, мелкие магазинчики и торговые точки, кафе, турфирмы, перевозчики.
Владельцам таких компаний сейчас не позавидуешь. Представьте: у вас падает выручка, сотрудников нужно отправлять в отпуска или на удаленку, но и без денег оставлять нельзя, арендаторы ждут оплаты, заказчики – исполнения контрактов, а банки — возврата кредитов. Кошмар! И вот, считающим остатки на счетах и седые волосы на головах предпринимателям объявляют антикризисный пакет мер от государства. Первое: отсрочка от уплаты налогов, но пока только для самых пострадавших – авиационной и туристической отраслей. Хорошо, но из чего платить налоги потом, если во время отсрочки не будет прибыли? Второе: правительство «расширяет программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса». То есть решать свои проблемы бизнесу предлагается с помощью новых, пусть и льготных кредитов? А как же все эти разговоры о кредитном пузыре, который власти пытаются сдуть? Кстати, банки уже фиксируют всплеск спроса на кредиты на 10-15%. Третье: временно отменяется арендная плата для предпринимателей, но только для тех, кто снимает федеральную и муниципальную собственность. Таких единицы. В основном малые и средние предприниматели арендуют коммерческую недвижимость. Надеяться на то, что частники дадут скидку не приходится, только если государство не скинет им плату за аренду земли или налоги. Но пока не скидывает. Четвертое: правительство введет мораторий на проверки малых и средних предприятий. Прекрасно. Вместе с тем на днях премьер Мишустин пообещал наказывать работодателей, сокращающих сотрудников или зарплаты. Он пригрозил им…проверками от трудовой инспекции, налоговой службы и прокуратуры.
А ведь малый и средний бизнес хорошо помнит, сколько обещаний надавало государство совсем недавно. Новый срок Путина ознаменовался майским указом, подразумевающим увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике в 1,5-2 раза — с 22% до 40%. Как в развитых странах – там на МСП приходится до 60% ВВП. Но все это когда-нибудь потом. Вирус же!
Власть имущим тоже не позавидуешь: столько навалилось да еще и нефть с рублем падают. Такого стресс-теста экономика еще не испытывала. Но она же у нас сейчас «устойчивая» как уверяют Сиуланов с Набиуллиной. Главный фактор устойчивости – пухлая и набитая подушка безопасности в виде резервного фонда в 8 трлн рублей. Но это, похоже, неприкосновенная святыня. Мона Лиза российской экономики под пуленепробиваемым стеклом: смотреть можно только издалека. Сундук с золотом за семью замками, на котором государство сидит в лохмотьях как гоголевский Плюшкин, и смотрит как ветшает и гниет все вокруг. Вот и вся Россия, напуганный бизнес и работники – вотчина Плюшкина, богатого и чудовищно скупого.
Инна Деготькова
По материалам: “Известия”