(Окончание. Начало — в №7 «НВ» за 28 февраля)
Самодержавие возвращается? Об этом в своих полемических заметках размышляет известный писатель и публицист, доктор экономических наук Геннадий ЛИСИЧКИН
Новая эпоха самодержавия начинается с того, что Ельцин, как «хозяин страны», передаёт нас ”поголовно”, по амбарной книге В. В.Путину, благо порядок наследования власти тоже присвоен им. И он волен передавать всё свое хозяйство в любые руки. Правда, при передаче имущества золотой запас страны оказался таким истощенным, что о его размерах при людях и говорить неудобно. Но к этому мы привыкли: царское золото, как и партийное, всегда исчезает бесследно при той системе, которая существует.
Извлечён ли был новой властью урок из того исторического опыта, который выпал на долю России? Стала ли она, власть, более чуткой к гласу народному? Об этом можно судить, в частности по показателям Левада-центра. На вопрос, можете ли вы повлиять на политические процессы в России, были получены такие ответы. Определённо да – 3 %, скорее да – 11 %, скорее нет – 34 %, определённо нет – 48 %, затрудняюсь ответить – 4 %. То есть почти девяносто процентов граждан считает, что их судьба не в их руках, а в распоряжении властей всех рангов, покорных своему верховному правителю.
Путин смело сбрасывает поношенные декорации старого режима, устраняя двусмыслие и называя вещи своими именами, окончательно восстанавливая сходство своих порядков с самодержавными. Даже внешне: царский двуглавый орёл, царский государственный флаг, царские губернаторы. Милиции возвращается прежнее устрашающее название – полиция. Президент выходит на официальных приёмах по-византийски – пышно и архаично. Осталось немногое – президента величать царём по той форме, которая была при Николае II. Впрочем, титул ”национального лидера” тоже не плох. Весомее, чем просто президент. Опять ”царь-батюшка”, к которому обращаются верноподданные, прося повысить зарплату, отремонтировать крышу, приструнить грубого мужа и т. д. На последнем телевизионном общении Путина с народом ему таких вопросов, на которые он ответил, задали девяносто, а ещё тысячи остались за кадром. Стоит ли после этого удивляться тем бурным митингам, которые происходят сейчас в стране. Людям надоело самодержавие, надоело быть стадом баранов, которое пастух гонит туда, куда вздумается, выбирая отдельных особей на шашлык себе и гостям.
Если наша судьба не в наших руках, тогда в чьих? Все понимают – в руках чиновников. Это они решают дать участок для строительства жилья, дать лицензию, квоту на отлов рыбы или вырубку леса, позволить или запретить тот или иной бизнес…
. Дело, правда, даже не в чиновнике как таковом, а в системе ограничения его полномочий и прозрачности принятия решений на конкурентной основе. А этого у нас как раз не было и нет. Поэтому в рамках нынешней системы, чиновники размножаются, как тараканы. Только на федеральном уровне число их возросло, по данным Росстата, с 521 тыс. человек в 2000-ом году до 868,8 тыс. человек в 2011. Стоит ли удивляться, что соответственно возросла и коррупция, с которой показушно и беспомощно якобы борется власть. В рамках сталинского ”демократического централизма”, как и в ”путинской вертикали”, это неизбежно. В этом не виноват сам Путин. Как и его предшественники. Он, они являются заложниками той системы, в которой работают и бережно ее сохраняют.
В этой системе не только мы, обыватели, но и наши хозяева-чиновники находятся в одинаково беспомощном состоянии, толкаясь на кремлёвской и любой другой паперти, выклянчивая милостыню. На это горько жалуется министр финансов А. Силуанов: ”Минфин ежедневно сталкивается с желанием отраслевых министерств и ведомств получить побольше бюджетных средств… так что оборону от лоббистов приходится постоянно удерживать»
На паперти толкутся не только министры, но и губернаторы. И, само собой разумеется, выигрывает не тот, кто лучше работает, а тот, кто ближе к кухне.
Система иждивенчества порождает в людях подобострастие и зависть. Она не может быть эффективна, об этом свидетельствует тот исторический опыт, о котором шла речь выше. Вырвемся ли мы из заколдованного круга после выборов президента? Вряд ли! И вот почему.
Пишу я, еще не зная результатов. Но все претенденты на этот высокий пост, знакомы нам до боли в глазах. Все они находились десятилетиями на вершине власти, переругиваясь между собой по поводу того, кто из них главней. Буквально купаясь в нефтедолларах, они не смогли ни экономику восстановить, ни коррупцию блокировать, ни сократить нищету основной массы населения. Всё это они пообёщали сделать, получив властный мандат на очередной срок. Каждый из них обещал, как положено на выборах, златые горы и экологически чистые реки. Откуда, спрашивается, они могут взять деньги, чтобы выполнить свои популистские посулы? Опять из той же ”газовой тумбочки”? Но нефтяной дождь вот-вот прекратится и начнётся засуха со всеми её драматическими последствиями. А богатого урожая от модернизации и инноваций можно ждать годами, если они вообще получатся при нынешней политической системе. Ведь сама система будет отторгать инновации. Самодержавие и цивилизованный рынок исключают друг друга
Остаётся только воспользоваться испытанным большевистским опытом – отобрать деньги у тех, у кого они есть, и поделить поровну. Не удастся! Не в наших закромах эти денежки лежат. Да и охраняют их новые хозяева не с топором и вилами, а с оружием новейшего образца. Тут уж без большой крови не обойдётся.
Программы деятельности кандидатов в президенты отличаются лишь объёмом обещаемых щедрот. Но зато они едины в одном, самом главном: все исходят из необходимости сохранения самодержавной политической системы сталинского типа, предлагая себя сделать ”хозяином земли русской”. Нам с вами и предлагают, по сути, избрать не президента, а ”хозяина”, который по-прежнему будет решать, как нам жить и работать. Холоп может выбрать себе Ноздрёва, либо Плюшкина, либо Манилова. И еще надо благодарить судьбу! А то ведь не долго и отменить право такого выбора. И будем мы вновь вздыхать: ”вот тебе бабушка и Юрьев день”. Было уже такое в нашей истории.
Пора бы поставить вещи в стране с головы на ноги. Надо не нового хозяина искать на свою голову, а самим стать, наконец, хозяевами своей судьбы. Для этого требуется создать коллектив профессионалов, способных предложить свой вариант реформирования политической системы, где социальная справедливость будет увязана с действием цивилизованного рынка. И не келейно, а на референдуме обсудить и утвердить порядок, который сделает народ не формальным, а подлинным хозяином страны. Пора высказать свою решимость выйти из тупика нынешней политической системы.
После 4-го марта наступает 5-ое марта, годовщина смерти Сталина. Было бы символичным хоть в эту годовщину похоронить, наконец, и сталинскую политическую систему, приносящую такие беды народу.
Геннадий ЛИСИЧКИН | доктор экономических наук