Как автопроизводители помогают людям дышать
Автопроизводители, чьи заводы по всему миру сейчас простаивают из-за пандемии, готовы выпускать жизненно необходимые аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), но на деле это оказалось непростой задачей. Эксперты сомневаются в целесообразности привлечения автозаводов, а Дональд Трамп громит в Twitter GM. Ждать ли российским больницам аппараты ИВЛ от «АвтоВАЗа» или ГАЗа, разбирались «Известия».
Вентиляторов на всех не хватает
Аппараты ИВЛ, или вентиляторы, жизненно необходимы тяжелым пациентам с COVID-19, которые не могут самостоятельно дышать. В Италии и Испании, наиболее пострадавших от коронавируса, аппаратов не хватало и врачам приходилось выбирать в пользу тех, у кого было больше шансов выжить.
Мировые производители медицинского оборудования не могут удовлетворить выросший из-за распространения коронавируса спрос. Например, американская компания Medtronic, перейдя на 24-часовой рабочий график, смогла увеличить производство аппаратов в пять раз, с сотни до пятисот в неделю, пишет CNN Business.
Этого недостаточно — губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо назвал требуемое количество вентиляторов «астрономическим». По данным центра охраны здоровья при Университете Джона Хопкинса, в США насчитывается 160 тыс. аппаратов ИВЛ, а может потребоваться около миллиона таких устройств.
Правительства европейских стран и США решили обратиться за помощью к промышленным компаниям, до этого момента с производством медицинского оборудования не связанным, главным образом к автопроизводителям.
«Это объясняется тем, что для производства аппаратов требуются определенные производственные мощности и большие помещения, которые освободились после объявления о приостановке выпуска автомобилей», — пояснил «Известиям» руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
Автомобильные компании в теории обладают необходимыми технологиями и способны производить как компоненты к аппаратам ИВЛ, так и сами аппараты. Тем более что не всем пациентам требуются сложные вентиляторы стоимостью $50 тыс.
Автопроизводители спешат на помощь
На призыв откликнулись даже гоночные подразделения автобрендов. Инженеры формульной команды Mercedes совместно Университетским колледжем Лондона всего за четыре дня разработали новый дыхательный аппарат упрощенной конструкции. Это так называемый аппарат-CPAP (Constant Positive Airway Pressure), вентилирующий легкие с постоянным давлением и занимающий положение между кислородной маской и полноценным вентилятором.
Он предназначается прежде всего для пациентов средней тяжести, которые могут дышать самостоятельно. Сейчас к этому проекту, названному Project Pitlane, подключились еще шесть команд «Формулы-1», базирующихся в Великобритании.
Британский производитель суперкаров McLaren выразил готовность разработать собственными силами простое устройство. Свой вариант, работающий от моторчика стеклоочистителей, создали инженеры Seat. Теперь производитель ждет одобрения от минздрава, чтобы начать производство аппаратов на заводе в Мартореле. Концерн VW Group, которому принадлежит Seat, изучает возможность изготовления деталей к вентиляторам с помощью 3D-печати.
Тем не менее автомобильные компании понимают, что не смогут в одиночку создать более сложные аппараты ИВЛ, и вступают в консорциумы с производителями электроники и медицинского оборудования.
GM совместно с производителем медицинского оборудования Ventec планирует начать выпуск вентиляторов в середине апреля и в итоге выпускать 10 тыс. штук в месяц. Для этого американский производитель переоборудует свой завод автомобильной электроники в Кокомо, штат Индиана.
Ford в сотрудничестве с General Electric Healthcare и производителем медицинского оборудования Airon переоснастит свой завод комплектующих в Ипсиланти, штат Мичиган, для производства вентиляторов. Компания планирует выпустить 50 тыс. упрощенных аппаратов ИВЛ в течение 100 дней, а затем 30 тыс. в месяц по мере необходимости.
Параллельно Ford и GE также работают над тем, чтобы помочь увеличить производство на заводе Airon в Мельбурне.
Концерн PSA приступит к выпуску центральных блоков вентиляторов для аппаратов, производимых компанией Air Liquide Medical Systems. В проекте задействованы также Schneider Electric и Valeo, совместными усилиями планируется выпустить к середине мая 10 тыс. аппаратов.
Трамп недоволен
Однако при всем энтузиазме до массового производства жизненно необходимого медицинского оборудования пока далеко. Только Tesla отправила в Калифорнию 1255 аппаратов ИВЛ, однако позже выяснилось, что эти приобретенные в Китае устройства BPAP не подходят для тяжелобольных пациентов.
Президент США Дональд Трамп сначала хвалил инициативу GM, но спустя несколько дней, недовольный темпами освоения вентиляторов, обрушился на американский концерн с критикой.