У банков возникли проблемы с обслуживанием клиентов по истекшим паспортам

Ассоциация электронных денег попросила ЦБ временно разрешить банкам обслуживать клиентов по паспортам с истекшим сроком действия. Пока же ряд банков с 15 апреля вводят решения для обслуживания клиентов по другим документам

Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов обратилась в Банк России с просьбой разрешить банкам до 1 июля обслуживать клиентов с просроченными паспортами. Об этом рассказал РБК председатель ассоциации Виктор Достов. Общегражданский российский паспорт, в частности, подлежит смене по достижении гражданином возраста 20 и 45 лет.

Достов пояснил, что «в нынешних условиях клиенты могут столкнуться со сложностями в продлении паспорта, в результате чего не смогут полноценно обслуживаться в банках». Кредитные организации требуют паспорт при целом ряде операций, например, при открытии счета, а также при каждой явке в отделение, напомнил он.

Президент Владимир Путин поручил 8 апреля автоматически на три месяца продлить срок годности паспортов. МВД, в свою очередь, решило не привлекать к ответственности россиян с просроченным паспортом.

Однако ни законов, ни решений правительства, ни указаний Банка России по поводу работы с просроченными паспортами пока нет. Банки не могут без соответствующих распоряжений на уровне правительства или ЦБ изменить механизм обслуживания клиентов с просроченными паспортами и продолжают требовать от них действующие паспорта, из-за чего уже начали получать жалобы от клиентов, говорит Достов.

РБК направил запрос в ЦБ.

Как банки работают со старыми паспортами

Жалобы клиентов уже начали фиксировать «Открытие» и Совкомбанк, но пока их количество минимально, рассказали представители банков. В Совкомбанке отмечают, что каждая ситуация рассматривается индивидуально. «Для того чтобы продолжить обслуживаться с новым паспортом, клиенту необходимо единоразово посетить любое дежурное отделение банка для идентификации», — пояснили в пресс-службе «Открытия».

ВТБ продолжает обслуживать клиентов в офисах «исключительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность в рамках действующего законодательства», сказали в банке.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Альфа-банк и Промсвязьбанк с 15 апреля начнут обслуживать клиентов, у которых истек срок действия паспорта. Альфа-банк, в частности, вводит обслуживание по заграничному паспорту, рассказали в пресс-службе банка. Промсвязьбанк внедряет решение, которое позволит не блокировать клиентов с недействительными паспортами по возрасту и предоставлять им полный перечень финансовых услуг, сообщила директор дирекции развития продуктов розничного бизнеса ПСБ Алена Бочарова, но не уточнила детали этого решения. Клиентам, которые уже обратились в банк, сняли отметку о недействительности паспорта, добавила она.

Представитель Райффайзенбанка сообщил лишь, что не наблюдает сложностей в обслуживании клиентов с истекшим сроком действия паспортов. Остальные крупные банки на запросы РБК не ответили.

Какие изменения нужны

Банки обязаны по антиотмывочному законодательству проверять личность клиента перед исполнением поступающих от них поручений, напоминает партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов. «Это важный этап, без которого банк не может удостовериться, что поручение, которое ему предоставит лицо, действительно направлено его клиентом», — говорит юрист. При истекшем сроке действия паспорта эту идентификацию сделать невозможно. По словам Данилова, чтобы банки могли продолжить обслуживать клиентов с истекшими паспортами, необходимо вносить изменения в антиотмывочное законодательство, а также в целый ряд положений, основное из них — положение об идентификации клиента.

Изменить существующий порядок можно на уровне ЦБ путем издания соответствующего акта, устанавливающего временный порядок идентификации клиента, например, с использованием иных документов, подтверждающих его личность, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Другой вариант — решение правительства, которое может установить особый порядок обмена и сроков действия паспорта гражданина.

Евгения Чернышова

По материалам: “РБК”

Ранее

Россияне назвали главные недостатки удаленной работы

Далее

Первый испытатель вакцины от COVID-19 сообщила о перенесенных ощущениях

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru