Гиперболоид советского флота

Власти Украины продали советское опытовое судно с лазерной установкой США

В 2019 году Президент России объявил о создании в стране новых видов оружия. Среди новинок был боевой лазер, который по результатам голосования получил название «Пересвет». Начальник Генерального штаба генерал Валерий Герасимов в декабре 2019 сообщил СМИ, что первый «Пересвет» встал на боевое дежурство в одном из «позиционных районов подвижных грунтовых ракетных комплексов». По словам Герасимова, «Пересвет» должен прикрывать район от средств воздушного нападения. Аналогичные новости приходят и из США. На борту десантного транспорта-дока USS «Portland» LPD-27 «Портланд» типа «Сан-Антонио» установлен боевой лазерный комплекс с мощностью луча до 150 КВт. В этой статье мы расскажем об истории создания лазерного оружия, и о том, как советские боевые лазеры оказались в США.

Лазерные комплексы «Аквилон» и «Айдар»

В оборонных КБ Советского Союза с начала 70-х годов витала в воздухе идея о боевых лазерах. Были осуществлены и некоторые разработки. Сфер применения боевых лазеров было три.

Космос. По замыслу военных, космические лазерные пушки должны были служить средством самообороны военных орбитальных станций от американских спутников-перехватчиков. Не является секретом, что станция «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» на самом деле были боевыми пилотируемыми станциями типа «Алмаз-1».

ВВС. Лазерные пушки предполагались к установке на стратегические бомбардировщики как средство ближней самообороны.

ВМФ. Предполагалось устанавливать лазерные комплексы на корабли большого и среднего водоизмещения как средство самообороны.

При работе по всем направлениям возникал один и тот же вопрос. Всё упиралось в создание автономного источника энергии, позволяющего сформировать лазерный луч необходимой мощности для поражения цели. Решение этой задачи Военно-промышленная комиссия при Совмине СССР возложила на ВМФ. Было принято решение о переоборудовании двух кораблей в опытовые суда. Для конспирации лазерная пушка во всех документах обозначалась как МСУ – мощная силовая установка.

Начали с меньшего. В 1976 году Главком ВМФ СССР адмирал Горшков подписал ТЗ на переоборудование среднего десантного корабля СДК-20 проекта 770 в опытовое судно ОС-90 проекта 10030 шифр «Форос». Монтируемый на СДК боевой лазерный комплекс «Аквилон» был предназначен для поражения оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Переоборудование затянулось на восемь лет! Несмотря на то, что СДК был предназначен для перевозки танков, масса и габариты «Аквилона» были таковы, что потребовались серьезные переделки корабля. Была перестроена вся носовая часть корабля, добавлены бортовые були шириной 1,5 метра, и полностью переделана надстройка. В конце сентября 1984 года ОС-90 «Форос» вошло в состав Черноморского флота СССР. Между Феодосией и Керчью был расположен 31 морской испытательный центр «Песчаная балка». На нем испытывалось всё новое оружие для ВМФ СССР. В октябре 1984 года на полигоне 31 Научно-испытательного центра – НИЦ – с ОС-90 впервые были проведены стрельбы из боевой лазерной установки. Низколетящая крылатая ракета была обнаружена и уничтожена лучом лазера. Но это были опыты. Отражение атаки длилось 5 секунд, а подготовка лазерной установки длилась более суток! К тому же КПД «Аквилона» составляла всего 5%.

ОС Диксон в Севастополе. Фото: https://www.kchf.ru/ship/vspomog/dikson.htm

Параллельно начались работы и на большом корабле. В составе ВМФ СССР были так называемые поисковые корабли. Это были лесовозы типа «Восток» проекта 596, переоборудованные для участия в космических программах. Эти суда должны были подбирать советских космонавтов в случае нештатного приводнения. Один из таких поисковых кораблей проекта 596П «Диксон» было решено переделать для испытания лазерного оружия. После переделки «Диксон» стал опытовым судном проекта 05961. Работы по переделки «Диксона» начались в 1978 году. Новый боевой лазер, созданный на Калужском турбинном заводе, получил название «Айдар». В качестве источника энергии для лазера на борту были установлены три реактивных двигателя от Ту-154. К испытаниям на «Диксоне» приступили летом 1980 года недалеко от Феодосии. Во времена СССР Феодосия была базой для всех опытовых судов Черноморского флота. Все испытания морского оружия проводились на полигоне 31 НИЦ ВМФ «Песчаная балка». «Диксон» и «Форос» входили в состав 311 дивизиона опытовых судов Черноморского флота. Первая стрельба с ОС «Диксон» была проведена по берегу. Цель располагалась на территории 31 НИЦ. Дальность стрельбы составляла 4 километра.

Цель была поражена с первого раза, это зафиксировали датчики, но видимых разрушений инженеры и военные испытатели не увидели. Как потом выяснили, всю энергию луча поглотили испарения с поверхности воды. Однако, поскольку «Айдар» должен был использоваться в космосе, результаты испытаний были признаны успешными. Испытательные стрельбы продолжались до 1985 года. Вся программа испытаний была успешно выполнена. Хотя, если честно, результаты работ были неоднозначны. С одной стороны, цели испытаний были достигнуты. Лазер, как оружие, доказало свою работоспособность. С другой стороны, как доставить на орбиту огромный «Айдар» никто не представлял. Технологический уровень 80-х годов ХХ века не позволял сделать установку компактнее. К тому же, стоимость программы была фантастической. Участвовавшие в испытаниях называли «Диксон» «золотой рыбкой».

У американцев были точно такие же проблемы. Лазерные дальномеры стали обыденностью, а с космосом дело не заладилось. Чтобы сохранить лицо и сэкономить средства, СССР и США пошли на переговоры по демилитаризации космоса. СССР прекратил работы по нескольким военным космическим программам. ОС «Диксон» перешел из Феодосии в Севастополь. Руководство ВМФ перевело «Диксон» в корабли второй линии. ОС «Диксон» было исключено из состава флота в июне 1993 года.

ОС-90 Форос
ОС-90 Форос. Фото: http://korabley.net/news/zagadochnye_korabli_s_lazerom/2010-07-27-610

Параллельно подобные работы начали проводить и в интересах ВВС. На базе транспортного Ил-76 создали самолет-лабораторию А-60, оборудованную лазерной установкой, предназначенной для поражения ракет класса «воздух-воздух». С распадом СССР работы были заморожены. По некоторой информации из интернета, работы в *ТАНТК – «Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева» с самолетом-лабораторией А-60 будут продолжаться.

ВМФ решил продолжать испытания. Руководство флота сделало ставку на «Аквилон». Менее мощный, чем «Айдар», он позволял, тем не менее, создать реальное боевое средство ближней самообороны кораблей. В составе советского и российского ВМФ входили и входят так называемые, малые артиллерийские корабли – МАК. По своей сути – это речные мониторы. В мировой истории, Амурская флотилия Российской империи и Советского Союза была самым мощным соединением речных кораблей. Её основу до середины 50-х годов составляли речные мониторы и канонерские лодки дореволюционной постройки. После осложнения советско-китайских отношений, им на смену пришли малые артиллерийские корабли. Уменьшенный и упрощенный вариант «Аквилона» был смонтирован на МАК-11 «Вьюга» проекта 1208. После перестройки «Вьюга» стала проектом 12081. По своим характеристикам лазер предназначался для вывода из строя оптико-электронных средств противника, и поражения органов зрения личного состава противника. СССР тогда серьезно опасался десантов из Китая. Однако, развал Советского Союза и «лихие девяностые» прервали эти работы. Амурская флотилия была передана из состава ВМФ пограничникам, и сейчас входит в состав Береговой охраны пограничной службы ФСБ России. В её составе продолжает службу МАК-11 «Вьюга» с лазерным комплексом «Аквилон» на борту.

Украинский финал

После развала Советского Союза, Черноморский флот был разделён между Россией и Украиной. ОС «Диксон» и ОС-90 вошли в состав военно-морских сил Украины – ВМСУ. Почему российская сторона согласилась передать Украине совершенно секретные опытовые суда, неизвестно. При разделе флота Украине отошли боевые корабли, вспомогательные суда и береговая инфраструктура, достаточные для того, чтобы сформировать несколько дивизионов океанских кораблей, способных контролировать украинский сектор Чёрного моря. Но вскоре выяснилось, что флот Украине был не нужен. 80% украинских кораблей были проданы на металлолом, а вспомогательные суда – проданы частным владельцам. Аналогичная судьба постигла и «Диксон». Основное оборудование с опытового судна успели демонтировать, но не всё. В США, конечно, знали, что за испытания проводились на «Диксоне», поэтому опытовое судно, как металлолом, купили американцы, и летом 1996 года на буксире дотащили его до американского порта. На «Диксоне» они обнаружили мощные 35-ти мегаваттные генераторы, способные обеспечить электроэнергией город с 200 000 населения, особые поворотные механизмы, специальные холодильные установки. Как в США использовали полученную информацию неизвестно. Всё, что было связано с ОС «Диксон» было засекречено. Утешает только то, что перед продажей на слом, охотники за драгметаллом утащили с «Диксона» всё, что возможно.

USS Portland
USS Portland. Фото: https://ru.wikipedia.org

По данным ежегодного издания Jane’s в ВМФ США вплотную этой тематикой занялись с 2007 года. Показателен один факт. До покупки «Диксона» все американские лазеры строились как химические – то есть энергия, необходимая для работы лазера, получалась за счет химической реакции. После изучения нашего опытового суда, все американские лазеры стали электрическими.

Заключение

Только в 2007 году в США довели до стадии испытания свою первую лазерную пушку. Установка мощностью 30 КВт была испытана в Персидском заливе с борта десантного транспорта-дока USS «Ponce» LPD-15 «Понсе» типа «Остин». В 2019 году из бюджета Пентагона на программу по установке 60 МВт лазеров на три эсминца типа «Арли Берк» выделено 190 миллионов долларов. После модернизации, эти корабли должны войти в строй боеготовых кораблей флота в конце 2020 года.

Информация о российских боевых лазерах на кораблях ВМФ пока отсутствует.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Авиакомпания миллиардера Брэнсона сократит треть сотрудников из-за коронавируса

Далее

Стать лидером

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru