Советский андеграунд

Что творилось в московском метро

Исторические кадры и подземные архитектурные шедевры.

Московскому метрополитену 85 лет
Фото: РИА Новости/Иван Шагин

15 мая 1935 года в Москве открылась первая линия метро. Она шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». На тот момент московская подземка включала в себя 13 станций, имела 12 составов и 11 км путей. К 85-летию главной транспортной артерии и подземного памятника архитектуры, который является главным центром притяжения туристов со всего мира — фотогалерея «Известий».

Фото: РИА Новости

Пассажирами пробного рейса первого поезда стали строители метрополитена. А первым официальным пассажиром, который в день открытия метро купил билет № 1 серии А в кассе станции «Сокольники», стал Герой Труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Латышев.

Фото: РИА Новости

Строительство станции «Площадь Свердлова», открытие которой состоялось 11 сентября 1938 года. Это сооружение стало последней работой Ивана Фомина, русского архитектора, одного из основателей советского монументального классицизма. В 1990 году, когда площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь, станцию переименовали в «Театральную». Ныне она имеет статус объекта культурного наследия.

Фото: РИА Новости/Иван Денисенко

Так выглядела схема линий Московского метрополитена в 1968 году.

Фото: Getty Images/Jon Hicks

Многие станции московского метро являются памятниками архитектуры и внесены в реестр объектов культурного наследия. Проект станции «Маяковская», открытой 11 сентября 1938 года, в 1939-м получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Фото: Getty Images/Jon Hicks

«Комсомольская-кольцевая», открытая 30 января 1952 года и расположенная у площади трех вокзалов, задумывалась как главные ворота Москвы, которые должны формировать о столице первое впечатление. Ее архитектурное решение, включающее 68 восьмигранных колонн, изящные арки, карнизы, стало апофеозом сталинского ампира. В оформлении интерьеров, посвященных триумфу советского народа в Великой Отечественной войне, использовано богатое декоративное убранство, яркие цвета, потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней.

Фото: Getty Images/Mordolff

«Новослободская», открытая 30 января 1952 года, имеет статус объекта культурного наследия. Это последняя работа архитектора Алексея Душкина, к тому моменту уже награжденного двумя Сталинскими премиями за создание других станций метро. Центральный элемент оформления интерьеров — 32 витража с подсветкой.

Фото: Getty Images/wastesoul

Интерьеры «Таганской-кольцевой» покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми панно с позолотой. Главная тема оформления станции — советские воины. Центральными элементами панно стали изображения представителей различных видов войск: летчиков, артиллеристов, пехотинцев, кавалеристов, моряков, танкистов, железнодорожников, партизан.

Фото: Depositphotos.com/aksenovko

В оформлении «Площади революции», открывшейся для пассажиров 13 марта 1938 года, отражены этапы становления Страны Советов с октября 1917-го до декабря 1937-го. 76 бронзовых изваяний, символизирующих разные периоды истории, выстроены на станции в хронологическом порядке

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Освоение новых направлений и строительство новых станций метро прекращалось лишь однажды — в первые месяцы Великой Отечественной, но уже в мае 1942-го, когда угроза захвата Москвы миновала, возобновилось. Расширение метрополитена активно продолжается и по сей день — быстрорастущему многомиллионному городу, взявшему курс на снижение плотности автомобильного движения, требуется мощная разветвленная сеть общественного транспорта.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Станция «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии, открытая 29 декабря 2007 года, вместе с введенной ранее в эксплуатацию «Трубной» существенно разгрузила Кольцевую линию на участке «Комсомольская»–«Курская». Как и на «Маяковской», стены станции облицованы светлым мрамором, а в отделке используется нержавеющая сталь, из нее сделаны 24 панно художника Ивана Лубенникова — силуэты горожан, деревьев, видов Бульварного кольца, памятников Пушкину, Гоголю, Тимирязеву.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Потолок станции «Окская» Некрасовской линии облицован темно-синими панелями с мерцающими кольцами, что должно создавать иллюзию текущей воды с кругами на поверхности. Эта станция — часть последнего введенного в эксплуатацию участка московского метро. После его открытия в марте 2020-го общее количество станций достигло 238.

По материалам: “Известия”

Ранее

«Родные дали клетки опухоли»

Далее

Металлоконструкции в промышленности

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru