Как в Санкт-Петербурге мигранты становятся бездомными, и их почему не пускают на родину
Запертые в Санкт-Петербурге из-за коронавируса иностранные граждане чувствуют себя по-разному. Одни штурмуют свои консульства в поисках еды, другие ждут бесплатные чартеры и на улицу почти не выходят. Всего в северной столице в вынужденной изоляции находятся, по приблизительным данным, до четырехсот тысяч иностранцев, преимущественно из среднеазиатских республик. Им, конечно, приходится тяжелее всего.
Но начнем с хорошего. В одном из отелей на Невском проспекте сосредоточились несколько десятков пар туристов из Англии и США. Люди они не бедные. Тем не менее их родные правительства переводят своим гражданам деньги за съем весьма, кстати, недешевых номеров. Эдвард из Манчестера рассказывает: «Мы улетаем со дня на день. Сложность в том, что чартеры домой летят через Москву, стыковка нужна. В период пандемии проходит много согласований, что в России, что в Британии. Главное, мы чувствуем поддержку своего консульства — бытовые вопросы решаются быстро. Как живем в отеле? Я вижу в окно, что люди гуляют вовсю, хоть это вроде запрещено. Нам с женой всего хватает в отеле, всё достойно, еда вкусная. Ждем отъезда, конечно. Чартер скоро».
А вот студентка из Китая Дао Сяолей пока не в курсе, когда за ней прибудет чартер, но также находится в постоянном контакте с консульством КНР: «Нам оказывают не только консультативную помощь по разным вопросам, но и заботятся о нашем психологическом здоровье. Он-лайн нас консультируют по психологическим моментам, как легче пережить изоляцию, ведь мы ее полностью соблюдаем. Поэтому, несмотря на то что мы оказались немного в клетке, депрессии нет. Хотя волнительно из-за ковида, не скрою. Еще Китай предоставил нам бесплатно так называемый «пакет здоровья», в нем инструкция по профилактике коронавируса, 30 штук медицинских масок, две пачки лекарства от гриппа и т.д. Мы были очень тронуты. Забота от родины, как никак».
В Санкт-Петербурге действительно подвисло немало китайских студентов, также людей занятых в бизнесе. Они сейчас с нетерпением ждут билет на родину.
Есть нечего, жить негде
Также ждут камбэка самые многочисленные приезжие — гастарбайтеры из Средней Азии. Прежде всего задействованные в сфере общепита, строительства и в гостиничном бизнесе. Вот они сейчас оказались в самом тяжелом положении, зачастую оставшись без жилья и средств к существованию. Не случайно ныне они нон-стоп штурмуют свои консульства – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. У этих зданий постоянные очереди и пикеты. Корреспондент «Нашей версии» провел несколько часов у консульства Узбекистана на 4-й Красноармейской улице. Собравшихся около полутора сотен, ведут они себя бурно — даже матом выражались, причем, по-русски.
Вот история Мирджалола, который в Санкт-Петербурге работал на кухне одного кафе: «Как только оно закрылось, я еще думал, обойдется — придется месяц потерпеть, и всё. Но быстро стало ясно, кризис надолго — хозяин кафе сказал, что оно может не открыться до осени, а может уже и никогда. Меня уволили. Стало нечем платить за квартиру, пришлось съехать к друзьям, приютили. Но мы живем вшестером в одной комнате коммуналки, и уже на самые последние средства. Едим батоны с майонезом. Как жить дальше, совершенно не понятно. Уже не хватает еды. Помогают пока только узбеки, которые давно осели в Питере, женились на местных, у них еще есть работа».
А узбечка Фатима рассказала, что питается на овощебазе на улице Салова — узбекские грузчики выручают ее капустными листьями.
Действительно, хоть какую-то помощь (еду, лекарства) мигрантам предоставляют национальные диаспоры. Но их ресурсы ограничены, да и они подходят к концу.
Проблема же в том, что официальные власти государств Средней Азии экономят на чартерных перелетах, которых, справедливости ради, требуется очень много. Гастарбайтеров в Санкт-Петербурге все-таки несколько сот тысяч. И большинство из них не может позволить себе билет на самолет — деньги проедены в период изоляции. Пока домой отправляются редкие самолеты, в основном с беременными и тяжело больными приезжими. При этом другие чартеры в тот же Ташкент являются платными — до 16 тысяч за билет.
Отметим, что консульские работники под предлогом карантина не ведут прием соотечественников. Молчат и их телефоны. Какая-то скудная информация появляется только в соцсетях, да и то она больше похожа на слухи. Сейчас свои данные мигранты, желающие покинуть Санкт-Петербург, оставляют в телеграм-каналах, где им обещают как-нибудь перезвонить.
Полиция встревожена, но готова
Ситуация сложилась патовая, у сотен тысяч людей не остается средств к существованию и крова. По приблизительной оценке президента региональной общественной организации соотечественников Узбекистана «Умид» Алиджана Хайдарова, по патентам на работу в городе живет 100 тысяч узбеков, и, по его данным, около 80% из них хотят покинуть Санкт-Петербург. В это число входят лишь легальные мигранты… По словам Хайдарова, диаспоры с трудом сдерживают ярость соотечественников — скоро они могут быть готовы просто на все.
Достаться может и рядовым петербуржцам. Понятно, что петербургские полицейские прогнозируют ухудшение криминогенной обстановки в городе и Ленинградской области, где сейчас вовсю идет дачный сезон, крутятся деньги.
По словам источника корреспондента «Нашей версии» в ГУ МВД, «вполне вероятен всплеск уличной преступности. Эта ситуация прорабатывается — могут быть усилены патрули ДПС. Но, конечно, проблема вынужденной оседлости в городе безработных мигрантов — не проблема полиции, а властей».
Это так, но в Смольном неформально говорят: у города просто нет денег, чтобы развозить иностранцев по домом. Бюджет и так трещит по швам из-за дополнительных расходов, связанных с медициной. Мол, вот совсем не до мигрантов сейчас. Хотя питерские телефоны, по которым мигранты могут уточнить разные вопросы в правительстве города, еще работают.
Кстати, организации, отвечающие в Петербурге за развитие малого бизнеса, предлагают мигрантам искать работу «на удаленке». Проводятся соответствующие вэбинары, правда, о конкретных результатах пока не сообщается.
… А вообще показалось, надежда сейчас у всех (мигрантов, политических властей, полиции) одна — что коронавирус как-нибудь рассосется в самое ближайшее время, и всё придется на круги своя.
Мнение
Руководитель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов:
– В сложившейся ситуации есть беспокойство относительно порядочности работодателей. Ведь некоторые ушлые наниматели могут использовать ситуацию с коронавирусом для своей выгоды, не выплатить заработную плату или выплатить ее только частично. Объяснят все сложившимися чрезвычайными обстоятельствами, а люди останутся без денег и возможности оплачивать жилье, патент, другие расходы. Эти вопросы требуют неотложного решения.
Евгений Колесников
По материалам: “Наша Версия”