Чем грозят Михаилу Абызову новые обвинения
Новые эпизоды в деле бывшего министра Михаила Абызова, скорее всего, будут не последними, считают опрошенные «Известиями» эксперты. 14 июля Следственный комитет России предъявил экс-чиновнику обвинения в подкупе бывших топ-менеджеров «Сибэко» для продажи контрольного пакета акций компании и хищения 4 млрд рублей. Факт вывода и легализации денежных средств СКР выявил при содействии Росфинмониторинга и властей Кипра. Уголовные дела возбуждены по ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») и ст. 174.1 УК РФ («Отмывание в особо крупном размере»). Михаил Абызов находится под стражей с весны прошлого года, основная статья, по которой его обвиняют, — 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). По ней экс-министру грозит до 12 лет лишения свободы, и шансов на смягчение меры пресечения у него в любом случае нет, полагают юристы.
Письмо с Кипра
14 июля Следственный комитет России заявил о причастности Михаила Абызова к новым преступлениям — легализации денежных средств и коммерческому подкупу. Соучастниками бывшего министра названы бывшие топ-менеджеры АО «Сибирская энергетическая компания» («СИБЭКО») Руслан Власов, Яна Балан и Оксана Роженкова, а также директор ООО «Ру-Ком» Олег Серебренников.
По данным следствия, в 2014 году экс-чиновник и его соучастники присвоили средства компаний «СИБЭКО» и ОАО «Региональные электрические сети» (РЭС) в размере 4 млрд рублей. Похищенные деньги они вывели из России на Кипр. Соучастники поставили под угрозу надежность функционирования генерирующего оборудования компании «СИБЭКО» в рамках функционирования единой энергетической системы России, говорят в СК.
Кроме того, как уточнили в Следственном комитете, в 2017 году Михаил Абызов, который через оффшоры владел контрольным пакетом акций АО «СИБЭКО», передал 87 млн рублей «в качестве коммерческого подкупа» топ-менеджерам Руслану Власову, Яне Балан и Оксане Роженковой. Те, по версии следствия, предоставили потенциальному покупателю акций компании значимую информацию о деятельности «СИБЭКО», в том числе финансового характера, скрыв это от акционеров.
— Выявить факт легализации денежных средств удалось при содействии Росфинмониторинга и компетентных органов Республики Кипр, — сообщила журналистам официальный представитель СКР Светлана Петренко.
В «СИБЭКО» «Известиям» сказали, что Руслан Власов, Яна Балан и Оксана Роженкова не работают в компании после смены собственника. Дозвониться в ООО «Ру-Ком» по телефонам, указанным на сайте организации, не удалось.
В феврале 2018 года Сибирская генерирующая компания (СГК) купила 78% акций «СИБЭКО». С 27 августа прямым владельцем 99,94% СГК стал СУЭК, принадлежащий Андрею Мельниченко.
«Известия» направили запрос в Росфинмониторинг, но в службе оказались от комментария, заявив, что это прерогатива правоохранительных органов.
Михаила Абызова арестовали 27 марта 2019 года. СК обвинил его в организации преступного сообщества для хищения средств энергетических компаний. По версии следователей, оно было создано в апреле 2011 года, когда Абызов еще не занимал должность министра «Открытого правительства», но был бенефициарным владельцем около 95% акций ОАО «Сибирская энергетическая компания» (СИБЭКО).
Позже появилась информация, что Михаила Абызова обвиняют в незаконном получении и отмывании 32 млрд рублей. К статьям 159 УК РФ («Мошенничество») и 210 УК РФ («Организация преступного сообщества») добавились 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности») и 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств»). По версии следствия, Михаил Абызов уже в должности министра нарушил запрет на предпринимательскую деятельность и его компании провернули махинацию с продажей акций СИБЭКО.
Ранее «Известия» писали, что большинство источников связывает уголовное преследование с деятельностью на поприще энергетики в качестве ближайшего соратника Анатолия Чубайса. Так, источник на энергетическом рынке напоминал, что Михаил Абызов был одним из топ-менеджеров РАО ЕЭС, который удачно использовал свое служебное положение и обеспечил принадлежавшую ему инжиниринговую фирму «Группа Е4» заказами от генерирующих компаний на производство энергоблоков в рамках программы строительства новых мощностей по договорам о предоставлении мощности (вид договоров, заключаемых в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется правительством РФ, для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией). «Группа Е4» входила в состав «Ру-Ком».
Из реестра юридических лиц rusprofile следует, что Олег Серебренников по-прежнему действующий глава ООО «Ру-Ком» (было подконтрольно Михаилу Абызову). В списке заказчиков компании c контрактами на сотни миллионов значится «СИБЭКО» и «РЭС», понесшие наибольшие потери из-за коррупционных схем. В качестве основного вида деятельности «Ру-Ком» указано консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, когда речь идет о больших финансовых схемах, «чем дальше копаешь, тем больше новых коррупционных эпизодов всплывает». Открывшиеся подробности далеко не последние, уверен он. При этом вернуть средства в Россию не удастся, как зачастую бывает в подобных случаях, полагает эксперт.
Популярная схема
Схема довольно распространена, отметил управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев.
— Работает всё предельно просто: топ-менеджеры крупных компаний совершают определенные действия с активами организаций в интересах третьих лиц и получают от этих лиц вознаграждение. Чаще всего это завышение или занижение стоимости имущества компании, — добавил эксперт. — Затем денежным средствам придается вид легально полученных.
Проблема незаконного вывода средств в оффшоры была особенно острой для России в конце 1990-х – начале 2000-х годов, пояснил исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. По его словам, сейчас подобных резонансных дел стало порядком меньше, но история Михаила Абызова показала, что проблема остается.