Охота на «колдунщиков»

Автодилеры пожаловались на «Яндекс»

Ассоциация автодилеров выступила против действий «Яндекса» по продвижению рекламы собственных сервисов, которые могут нанести ущерб дилерской рекламе. Дилеры недовольны так называемыми «колдунщиками» поисковика, которые могут забивать в поиске другие рекламные объявления. Ранее с осуждением этой практики (и жалобой в ФАС) выступили крупные классифайды «Дром.ру», ivi.ru, «Профи.ру», «Авито.ру» и другие.

Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) выступила с официальным обращением, в котором выражает обеспокоенность сложившейся ситуацией в интернет-индустрии сектора авторитейла, а именно — форматом продвижения компанией «Яндекс» «колдунщиков» — выдачей в поиске собственных сервисов. Дилеры считают недопустимым, что захват трафика используется «в ущерб всем остальным конкурентам на рынке поиска».

«Мы убеждены, что в период ограничений из-за пандемии коронавируса и необходимости автодилеров формировать новые каналы продаж, в первую очередь, в интернете, как никогда актуальным становятся честная конкуренция и открытые условия для всех участников рынка в цифровой среде», — выразил официальную позицию глава РОАД Олег Мосеев, который накануне покинул покинул эту должность в связи с избранием нового президента ассоциации.

Дилеры предупреждают, что такая деятельность поисковика может отразиться на стоимости автомобилей.

«При таких условиях дилеры, размещая объявления в системе, вынуждены нести дополнительные расходы не только на рекламу, но и на комиссию, что в итоге, повышает стоимость автомобилей для конечного потребителя», — отметил в обращении Мосеев.

Таким образом РОАД присоединилась к IT-коалиции российских интернет-сервисов, которые в начале августа объявили о борьбе против доминирования в поиске сервисов российского IT-гиганта. В коалицию вошли сайты ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon. Совместно они обратились в Федеральную антимонопольную службу России с жалобой на «Яндекс».

В консолидированном обращении IT-коалиция отмечает, что «Яндекс» владеет целым рядом сервисов, занимающих на рынках доминирующее положение. Среди них — «Яндекс.Маркет», «КиноПоиск», «Яндекс.Карты», «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и т.д.

«Яндекс недобросовестно использует свое доминирующее положение на рынке поиска в ущерб конкурентам на смежных с поиском рынках за счет интерактивных ответов на запросы пользователей, так называемых «колдунщиков». Они дают прямой доступ исключительно к онлайн-сервисам «Яндекса», и, как правило, показываются над результатами органической выдачи», — выразила свою точку зрения коалиция онлайн-сервисов.

Компания «Яндекс», в свою очередь, считает, что использование интерактивных ответов («колдунщиков») является общепринятым отраслевым стандартом, характерным для всех поисковых систем в мире.

«В «Яндексе» интерактивные ответы формируются на основании данных о взаимодействии пользователей со страницей результатов поиска, не имеют преимуществ перед результатами органической выдачи и не приводят к понижению каких-либо сайтов в органической выдаче. Интерактивные ответы помогают получить быстрый и релевантный ответ на запрос, существенно повышая качество поиска», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

IT-гигант отмечает, что интерактивные ответы не закреплены на первых позициях по умолчанию, а появляются в результатах поисковой выдачи только тогда, когда могут улучшить качество ответа на запрос пользователям. При этом, в интерактивных форматах пользователи могут видеть не связанные с сервисами «Яндекса» ответы. Кроме того, они отображаются на разных позициях выдачи в зависимости от множества различных факторов.

Эксперты по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков говорит, что обеспокоенность дилеров имеет под собой реальную почву.

«Если вы ищите какой-либо автомобиль, то с большой долей вероятности в верхних строчках поиска будет сервис «Яндекса» — «Авто.ру». Так продвигаются все сервисы «Яндекса», поскольку он имеет монопольное положение. «Колдунщики» создают неравные конкурентные условия. При этом «Яндекс», даже за деньги, не дает возможности встраиваться в эти «колдунщики» или виджеты», — сказал «Газете.Ru» Зыков.

Эксперт напоминает, что поисковик ранее обещал представить новый формат рекламы, но пока его нет, что вызывает недовольство других игроков рынка.

По его мнению они хотят видеть в «Яндексе» друга и партнера, а видят компанию, которая выдает свои сервисы на первые строчки поисковой выдачи.

«На мой взгляд, автодилеры тоже должны подать жалобу в ФАС. Если они надеются не поссориться с «Яндексом», то уже поздно. Они уже сделали публичное заявление, а значит назад дороги нет», — призвал Зыков.

В «Яндексе» напоминают, что они одними из первых помогли дилерам в период карантина — сервис «Авто.ру» упразднил ежедневную плату с дилеров за размещение объявлений о продаже автомобилей с пробегом. А после окончания карантина дилерам были предложены новые тарифы с 25-процентной скидкой. На прежний уровень цены вернулись только в июле.

Кроме того, на время карантина сервис снижал стоимость звонков по новым автомобилям на 70%.

Также «Авто.ру» активно информировал своих пользователей о дилерах, которые продолжали принимать звонки во время локдауна, и сообщал об открытии салонов после него, чтобы вернуть клиентов в автосалоны как можно скорее, сообщили в пресс-службе компании.

Любая крупная IT-площадка, в том числе крупные классифайды, предлагают своим посетителям, прежде всего, свои сервисы — и в этом ничего зазорного нет, полагает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Он приводит в пример другого российского интернет-гиганта — Mail.ru, который также в первую очередь продвигает свои сервисы.

«Никто не мешает IT-коалиции создать собственный глобальный сервис поиска товар и услуг. Там они будут назначать правила. Достижения «Яндекса» — это его собственный труд, и он вправе пожинать плоды по своему усмотрению», — считает Ифанов.

Тимур Хасанов

По материалам: “Газета.ру”

Ранее

За все российское

Далее

Google исключил возможность покупки TikTok

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru