Как российский авиапром попал в долговую кабалу
Каких только метаморфоз не встретишь в жизни. Сегодня царь, бог и воинский начальник российской авиационной промышленности — экс-министр обороны Анатолий Сердюков. В интервью он открыл страшную коммерческую тайну: оказывается, наш авиапром, конкретно — Объединенная авиастроительная корпорация, ОАК, за последние лет десять «наработала» долгов и кредитов на 530 миллиардов рублей.
Именно Анатолий Сердюков, недоброй славы экс-министр обороны в 2007-2012 годах, ныне возглавляет авиационный кластер этой крупнейшей российской госокорпорации, в которую влили остатки некогда славного советского авиапрома. А еще под его началом — производители вертолетов, авиадвигателей, авионики.
О многомиллиардных долгах и кредитах ОАК Сергей Эдуардович заявил в интервью РБК.
Кажется, главный по авиации должен был хотя бы пожурить авиационных менеджеров, которые доруководились до астрономических показателей задолженности. Но нет. Сердюков за них заступился: «Надо помнить, что это старые долги. ОАК выполняла государственные задачи и вынужденно кредитовалась под решение этих задач — на очень невыгодных условиях, которые были в то время».
И все.
Нет, не все. Руководитель авиакластера посетовал, что государство (читай – мы с вами, налогоплательщики) покроет лишь часть этой заоблачной суммы: «Есть определенная формула, по которой высчитывалось, сколько денег могло компенсировать государство. По этой формуле получилось, что не все 500 миллиардов рублей, а только часть из них может быть компенсирована».
Из бюджета ОАК будет докапитализирована более чем на 250 миллиардов. Деньги пойдут на погашение долгов перед банками. Долги на сумму еще около 150 миллиардов будут реструктурированы, то есть растянут выплаты еще лет на 10-15.
А знаете почему главный авиастроитель так лоялен к неумелым авиахозяйственникам? Вполне возможно потому, что в бытность министром обороны сам приложил руку к тому, что наша оборонная промышленность попала в кредитную кабалу.
Генеральные директора оборонных корпораций, которым не повезло работать во времена военного этапа биографии Сердюкова, хорошо помнят, как все это происходило. Для пришедшего из налогового ведомства в Минобороны Сердюкова все они были, если не ворами, то уж точно мошенниками, которые спят и видят как бы нажиться на оборонном заказе. Эдакие современные враги народа.
Можно было бы усилить финансовый контроль за «оборонкой» и отследить, на что идут оборонные рубли. Но Анатолий Эдуардович рубанул шашкой — распорядился снизить до минимума авансовые платежи по госконтрактам, чуть ли не до 10%. Все остальные необходимые для их выполнения средства, в том числе для закупки оборудования и заказа комплектующих у кооперации, «оборонщики» должны были брать в банках, в кредит. Мол, так директора воровать если и будут — то у самих себя. Та еще логика.
Директора кричали криком. И было, от чего — в те годы кредиты выдавались под смертельные для промышленности 20-25% годовых. Кредитное бремя увеличивало себестоимость финальной продукции и заставляло работать промышленность себе в убыток.
Финансовый департамент Минобороны на расчеты и калькуляции «оборонщиков» плевал. Он сам назначал цены на танки, пушки, подлодки. Финансовый волюнтаризм кончился тем, чем обычно кончаются все авантюры. Занимать приходилось все больше и больше, и оборонный заказ затрещал по всем швам. По данным Счетной палаты РФ, в 2009 году госзаказ не был выполнен наполовину.
Дошло до того, что тогдашний президент Дмитрий Медведев при обсуждении срывов гособороонзаказа стал напоминать директорам про сталинские лесоповалы, а потом и о расстрелах. Те, в свою очередь, кивали на руководство Минобонроны.
В вопросы ценообразования пришлось погрузиться и Владимиру Путину, который тогда возглавлял правительство. Во время посещения Севмаша — главной военной верфи – он убедился, что строить подводные ракетоносцы не на что.
И вот уже незадолго до своей скандальной отставки с поста министра обороны Анатолий Сердюков заговорил по-другому: «Мы стремимся к тому, чтобы ГОЗ (гособоронзаказ – «МК») был проплачен оборонщикам на все 100% вперед».
Правда, к тому времени колоссальная долговая кабала уже висела на промышленности. Почти вся прибыль уходила на погашение взятых кредитов.
Сегодня глава авиакластера изо всех сил радеет за родной авиапром. Призывает его конкурировать с западными производителями. И верит в его светлое будущее: «А почему должен быть пессимизм? Я не очень понимаю. В любом кризисе есть дно и есть активные фазы. Думаю, что мы как раз достигли дна. Сейчас должны выходить из этой ситуации».
Пикантность или, вернее, абсурд ситуации в том, что говорит все это человек, который отечественную промышленность в грош не ставил. При нем без всяких конкурсов и испытаний закупались для российской армии прямым директивным указанием итальянские бронемашины, израильские беспилотники, австрийские снайперские винтовки… Все это закупалось и приходило в войска. Потом, в 2014 году, наступил разрыв отношений с западными партнерами, и в итоге все это добро пришлось сдавать на склады. И это не говоря уже про несостоявшуюся сделку с французскими «Мистралями».
Но все таки в главном Анатолий Эдуардович остается верен себе и своим методам работы. «Кризисный менеджер» пообещал авиапрому оптимизацию, сокращение штатов, издержек и продажу непрофильных активов. Во всем этом он здорово преуспел на посту министра обороны. Вот только некоторые последствия тех «успехов» приходится расхлебывать до сих пор.
И еще в одном экс-министр обороны последователен. Вспоминая свою министерскую карьеру, он ныне нет-нет да скажет о том, что, если бы не его военная реформа, то не было бы впоследствии у России ни «крымской весны», ни успешной сирийской операции…
Теперь вот ему, как выясняется, выпала честь спасать российский авиапром. «Состояние российской авиационной промышленности было, мягко говоря, удручающим. То есть она, по сути, развалилась. Что надо было делать в той ситуации — ждать своего Илона Маска?», – риторически спрашивает Анатолий Эдуардович.
Ждать Маска не стали, позвали Сердюкова с его метаморфозами.
Остается надеяться, что после его трудов праведных на авиационной ниве не надо будет искать кого-то еще. Как в свое время в Минобороны пришлось срочно мобилизовывать спасателя Шойгу.
Сергей Вальченко
По материалам: “Московский комсомолец”