Цукерберг заработал миллиарды на главной соцсети в мире. Что дальше?
24 сентября Сбербанк проведет масштабную конференцию СберКонф, в рамках которой расскажет о развитии собственного бизнеса. В преддверии мероприятия «Лента.ру» начинает цикл статей о крупнейших компаниях планеты, сделавших ставку на создание собственных экосистем. Первая на очереди — Facebook, за 16 лет существования сумевшая из камерного стартапа вырасти до мирового IT-гиганта. Уже в 23 года основатель Facebook Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в мире. Сейчас его капитал превышает 100 миллиардов долларов, он входит в число богатейших людей планеты наряду с создателем Amazon Джеффом Безосом и основателем Microsoft Биллом Гейтсом. Facebook активно работает над развитием искусственного интеллекта, разрабатывает сторонние приложения, готовится запустить свою криптовалюту и строит собственную экосистему. Дорога Facebook к величию — в материале «Ленты.ру».
Экосистема — это не просто крупный разносторонний бизнес, это принцип работы между всеми подразделениями внутри большой компании. Смысл экосистемы заключается в создании синергии между бизнес-юнитами, которая позволяет им дополнять друг друга. Для потребителей же ключевое преимущество экосистемы — это удобство и функциональность, когда для совершенно не связанных, казалось бы, друг с другом услуг достаточно сделать пару тапов в одном мобильном приложении.
Из чего состоит экосистема Сбербанка
Сбербанк уже давно вышел за рамки привычного банковского обслуживания. Сейчас в его экосистему входит больше 30 сервисов для бизнеса, учебы, покупок, подбора персонала и даже оказания услуг мобильной связи. Некоторые из них компания развивает в партнерстве с Mail.ru Group (у компаний есть совместное предприятие в сфере транспорта и еды) и Rambler Group. Однако на этом компания останавливаться не намерена, о будущем экосистемы Сбербанк расскажет в ходе большой конференции СберКонф 24 сентября.
24 сентября в 10 утра Сбербанк проведет масштабную конференцию СберКонф, в которой расскажет о трансформации своего бизнеса.
Facebook можно смело назвать одной из крупнейших экосистем в мире. Ее чистая прибыль по итогам 2019 года составила 18,5 миллиарда долларов, а общая стоимость компании превысила 750 миллиардов. Большую часть доходов Facebook получает от рекламы — до 98,5 процента. Количество пользователей соцсети — 2,6 миллиарда человек, причем больше половины (1,73 миллиарда) сидят на сайте каждый день.
С нуля
Facebook зародился в 2004 году как сайт «для своих» и предназначался для общения студентов Гарвардского университета. Со временем возможности площадки расширялись, к ней приобщились и учащиеся других университетов, а затем и профессиональные общества, а в 2006-м на сайте уже мог зарегистрироваться любой желающий. Спустя год Microsoft купил 1,6 процента акций Facebook за 240 миллионов долларов, и у сайта появилась возможность размещать международную рекламу. Уже тогда стоимость компании оценивалась в 15 миллиардов долларов, и по цене она уступала только Yahoo и Google (на тот момент 41 и 208 миллиардов соответственно). В 2011 году у компании появился мессенджер (Facebook Messenger) для мгновенного обмена сообщениями через мобильные устройства, вскоре аналог сделали и для ПК.
Facebook стремительно рос и в 2012 году вышел на IPO, заработав 16 миллиардов долларов. Цена первоначального размещения акций составляла всего 38 долларов (сейчас — более 260 долларов). Общая стоимость соцсети превысила 100 миллиардов долларов: больше, чем тогда стоили Hewlett-Packard и Dell. В том же году число пользователей сайта перевалило за миллиард.
В 2013-м Facebook присоединился к Альянсу за доступный Интернет (Alliance for Affordable Internet, A4AI), куда входят Google, Intel и Microsoft. Цель организации — упростить доступ к глобальной сети для жителей развивающихся стран. Свое десятилетие компания отметила удвоением капитализации со времен IPO, в 2014-м она стоила уже 200 миллиардов долларов.
По мере развития Facebook расширялся и захватывал новые сферы, наращивая свою экосистему. В 2012-м компания купила мобильное фотоприложение Instagram за миллиард долларов. Спустя два года собственностью корпорации стал и мессенджер WhatsApp, покупка обошлась в 19 миллиардов долларов. Еще одно крупное приобретение того времени — создатель очков виртуальной реальности Oculus Rift за два миллиарда долларов.
Время завоеваний
Помимо этого, социальная сеть скупает небольшие стартапы, включая компании, работающие в областях распознавания речи — Mobile Technologies, мобильной аналитики — Onavo и компьютерного зрения — Scape Technologies. Кроме того, Facebook активно занимался разработкой технологии искусственного интеллекта: робот уже может обыгрывать лучших игроков в покер.
Среди новинок — приложение для знакомств Facebook Dating, работающее по аналогии с Tinder, и сервис Hobbi, пользователи которого могут создавать тематические коллекции фотографий. Его появление привело к обрушению акций конкурирующего Pinterest, они подешевели на четыре процента. Другая платформа — Facebook Shops — стала прямым конкурентом Amazon и eBay. Сервис позволяет продавцам создавать цифровые витрины и работать одновременно с Facebook и Instagram.
Сейчас в экосистеме Facebook действует собственная платежная система Facebook Pay, благодаря которой можно проводить оплату товаров и услуг через Facebook, Messenger, Instagram и WhatsApp. Сервис можно использовать только внутри сети для покупки виртуальной валюты Stars, к нему можно привязать дебетовые и кредитные карты MasterCard и Visa, а также счета в PayPal. В России Facebook Pay работает с середины августа, но пока с ограниченными функциями: Stars можно тратить на пожертвования — например, на поддержку блогеров.
Также у Facebook есть криптовалютный проект Libra. Изначально предполагалось создать единую криптовалюту, но планы пришлось пересмотреть. Финансовые регуляторы испугались, что криптовалюта может негативно повлиять на монетарный суверенитет и денежно-кредитную политику государств. Вместо этого компания собирается выпустить несколько стейблкоинов, курс которых будет привязан к различным национальным валютам — например, доллару США, евро, британскому фунту и сингапурскому доллару.
Строгие правила
Будучи крупнейшей соцсетью в мире, Facebook несет перед пользователями социальную ответственность и следит за публикуемым контентом. На сайте запрещены фотографии обнаженного тела, призывы к насилию и высказывания, которые могут его спровоцировать, торговля оружием и наркотиками, а также спам.
2,6 миллиарда человек являются пользователями Facebook.
Соцсеть активно борется с фейковой информацией и фальшивыми аккаунтами. Подозрительные посты отмечаются специальной предупредительной меткой. Только за апрель 2020 года, когда эпидемия коронавируса была в разгаре, в Facebook выявили 50 миллионов фейковых постов о COVID-19.
Еще на платформе идет активная борьба с терроризмом. В 2018-м компания похвасталась, что с помощью искусственного интеллекта удалила контент, связанный с ИГИЛ и «Аль-Каидой» (террористические группировки, запрещены в России), еще до обнаружения его пользователями. А в 2019-м были забанены десятки миллионов постов, связанных с терроризмом и детской порнографией. Но иногда в системе случаются сбои. Например, в 2020 году в Facebook удалялись посты с фотографией водружения знамени Победы над Рейхстагом. Тогда в компании это назвали ошибкой алгоритма, и посты восстановили.
Наша текущая политика заключается в том, что если контент на самом деле подстрекает к насилию, то правильное решение — уничтожить этот контент, а не позволять людям продолжать видеть его под соответствующей пометкой. — Марк Цукерберг основатель Facebook.
Помимо прочего, Facebook борется с проявлениями расизма. Работа в этом направлении активизировалась летом 2020-го после смерти афроамериканца Джорджа Флойда от действий полиции и последовавших за этим массовых протестов. «Мы начали работу по созданию продуктов для продвижения расовой справедливости. Членам нашего темнокожего сообщества: я с вами. Я верю, что наши платформы будут играть в этом позитивную роль, но мы должны работать, чтобы сделать нашу роль максимально позитивной», — сказал Цукерберг.
Впрочем, подход соцсети к модерированию контента часто вызывает критику. Например, в 2019-м женевский Музей истории и искусства обвинил соцсеть в цензуре из-за блокировки изображений статуй обнаженных людей. Избирательный подход касается и политики: бывшие сотрудники компании рассказывали, что соцсеть систематически исключала из числа самых обсуждаемых материалов статьи из консервативных американских медиа и новости о политиках-республиканцах. Летом 2020-го под шквал критики попал и сам Цукерберг, когда отказался удалять пост президента США Дональда Трампа о стрельбе по участникам акции протеста в Миннеаполисе. Цукерберг объяснял, что сообщение оставили, поскольку политика соцсети предусматривает максимальную свободу самовыражения.
Известно также, что соцсеть следит за пользователями. Причем фиксация местоположения юзеров происходит всегда и автоматически. Тотальный контроль необходим для таргетирования рекламы, объяснили в компании. Сервисы Facebook способны получать данные о локации по IP-адресам или даже из отметок на фото. Кроме того, соцсеть регулярно обвиняют в незаконном сборе данных пользователей, в 2019 году проблемы с приватностью данных пользователей обошлись компании в пять миллиардов долларов штрафа; еще 650 миллионов соцсети может стоить нарушение закона о конфиденциальности из-за функции, которая помогает отмечать людей на фотографиях. Иск затрагивает миллионы жителей штата Иллинойс, решение по нему должны принять в начале 2021 года.
Цифровое наследие
Facebook за годы своего существования трансформировался из небольшого стартапа в гигантскую IT-корпорацию с собственной экосистемой и стал фактически незаменимым. Теперь это не просто социальная сеть для общения людей, но и большая компания, которая инвестирует в технологии будущего — от искусственного интеллекта до виртуальной реальности, а хранящаяся на платформе информация представляет большую культурологическую ценность.
Если сейчас вдруг Facebook исчезнет, это обернется глобальными проблемами. По мнению ученых Оксфордского университета, крах компании «может иметь катастрофические социальные и экономические последствия для бесчисленных сообществ, использующих эту платформу ежедневно», не говоря уже об «отдельных пользователях, чьи личные данные Facebook собирает и хранит».
По словам ученых, к краху Facebook может привести совокупность факторов: изменение демографии пользователей и их предпочтений, рост конкуренции со стороны других существующих платформ или появление нового сильного конкурента. «Неожиданная потеря Facebook может нарушить связи между друзьями, родственниками, лишить их достоверных источников информации или возможности вести бизнес», — уверены специалисты.
Более того, некоторые данные, хранящиеся на платформе, представляют историческую и культурную ценность, и возможность их изучения — в интересах будущих поколений. Специалисты предлагают рассматривать архив данных Facebook как объект всемирного цифрового наследия наравне со статусом объекта Всемирного культурного наследия, который присваивает ЮНЕСКО.
По материалам: “Лента.Ру”