Майдан не пройдет?

Россияне, насмотревшись на бойню в Украине, больше не хотят митинговать.

36

Креативная Болотная площадь, где менеджеры и хипстеры почувствовали себя гражданами, немного всколыхнула политическую активность россиян. И эксперты даже пришли к заключению, что протестные настроения могут, действительно, изменить отношение власти к гражданам. В общем, выйти на площадь для среднестатистического горожанина стало делом чести. Однако, пресыщение митингами пришло откуда не ждали. Ни политзаключенные, ни болотные дела так не повлияли на мнение россиян о массовых протестах, как бунт в Украине.

Недавнее исследование «Левада-Центр» показало, что сегодня только 9% россиян готовы участвовать в акциях протеста под политическими лозунгами. Буквально за последний месяц протестная активность жителей России снизилась более, чем в два раза. Жители провинции (малых и средних городов) с большим энтузиазмом пойдут отстаивать свои экономические интересы, чем политически свободы (12-14% против 8-9% соответственно). Столичные же жители экономику и политику не различают – по 16% готовы бороться на площадях. При этом во время Болотной площади, таких Гаврошей было гораздо больше.

«Политический протест 2011-2012 гг., он спал. Причем спал в силу достаточно объективных факторов, – признает эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Алексей Симоянов. – Вся эта протестная компания не дала какого-то ожидаемого эффекта. То, ради чего люди выходили на улицу, практически ничего не получилось, и это дискредитировало саму идею. Но я бы не стал утверждать, что потенциал у протестного движения иссяк. То есть, дело не только в желании людей участвовать в каких-то политических акциях. Но и в их визуальном отношении к происходящему в стране и обществе. А неудовлетворенность социальная может проходить по очень многим направлениям: кто-то уходит в муниципальные протестные кампании, кто-то – в общественную деятельность. Может это проявляться и в достаточно негативных тенденциях – скажем, в росте преступности. А пока пускай эта протестная масса и потеряла свой первоначальный запал, но какой-то потенциал будет сохраняться, и в случае, если случится какая-то кризисная ситуация (вроде опять нечестных выборов или резких действий силовиков против оппозиционеров), он может быть еще задействован».

Получается, что громкие заявления о нарастающем социально-политическом недовольстве всего лишь инерция с Болотной площади. А по факту, насмотревшись на кадры горящего Киева и избитых украинцев, россияне крепко призадумались – а стоит ли ощущение причастности к политике и белые ленточки, возможных поджогов и массовых убийств?

«Думаю, люди выйдут, если в стране произойдут события, которые напрямую коснутся каждого человека,  – говорит один из организаторов протестных акций оппозиции, активист движения «Солидарность» Петр Царьков. – Однако на сегодня нечто похожее на Майдан у нас невозможно. Абсолютно уверен. Никакого Майдана быть не может, поскольку нет острого события. Да, есть тяжелая экономическая ситуация, есть несоблюдение прав человека, есть отсутствие независимого суда,…есть много всего ужасного в нашей стране. Но острого события, которое одномоментно произошло, как это было на Украине с отказом вступать в Евросоюз – вот такого, определяющего судьбу страны события, у нас сейчас нет. Если оно произойдет, то, конечно же, люди точно также выйдут, и будет у нас свой «майдан»».

Правда, народ в отличие от активистов несистемной оппозиции в этом не уверен. После того, как в Украине сторонники переворота предложили убивать жен и детей бойцов «Беркута» и жечь их дома, протестное движение за демократию вылилось в кровавую бойню. И, возможно, нынешнее падение протестных настроений в России – это единственный случай в нашей истории, когда мы усвоили урок не на своих, а на чужих, пусть и братских ошибках.

Таисия ИЛЬИНА

Ранее

В предсмертных судорогах

Далее

На кого работают миллиардеры и кто заработает на благотворительности

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru