Традиции берестяного зодчества в семье
Костылевых-Родионовых передаются из поколения в поколение
Почти четверть века назад, когда я только
познакомилась с семейством Костылевых-
Родионовых, я и представить себе не могла,
что когда-то их трехкомнатная квартира в доме
послевоенной постройки превратится в очаг
культуры с отдельным входом и вывеской на
двери: «Музей бересты народного мастера
В.А. Костылева».
Тогда в квартире дружно жили две семьи: отставной
военный Василий Александрович Костылев с женой
Верой Андреевной и их дочь Светлана с мужем и детьми.
Светлана преподавала в университете, а ее муж Анатолий
работал на предприятии.
Много воды утекло с тех пор. Ушли из жизни Костылевы-старшие,
не стало и их дочери, Светланы Васильевны. Но не умер домашний
музей! Теперь его единственным хозяином и хранителем
служит муж Светланы, Анатолий Алексеевич Родионов.
Недавно, «мимоходом» заглянув в эту необычную
квартиру, я была приятно удивлена. Знакомую мне ко-
стылевскую коллекцию заметно пополнили искусные
работы дочери и зятя. Хотя «золотой фонд» музея – это
по-прежнему берестяные шедевры самого Василия Алек-
сандровича. С воспоминания о нем и начался наш разговор
С Анатолоием Родионовым.
– Способности умельца, – рассказал он, – Василий Алек-
сандрович унаследовал от своего отца – мастерового че-
ловека из архангельской деревни, который и плотничал,
и лапти плел, и еще многими ремеслами владел. Вот тогда,
наверное, и родился в руках деревенского паренька Васи
Костылева первый «экспонат». Жаль только, что в на-
шей экспозиции его нет.
– Понятное дело: сын мастерового всю жизнь плотни-
чать и лапти плести не соби-
рался…
– Да, он мечтал стать ученым. Рассказывал, что в
школе и на рабфаке, затем в лесотехническом институте
учился только на «отлично». Поступил в аспирантуру, но
началась война.
Уже после нее, в 1946-м, мой будущий тесть приехал в
Петрозаводск, где на двадцать лет его профессией стала во-
енная служба. К шестидесяти пяти годам из-за тяжелой бо-
лезни сердца врачи вообще запретили Василию Алексан-
дровичу работать.
Сидеть без дела? Этого бы он не вынес. И случилось,
можно сказать, невероятное. Пока Василий Александро-
вич обдумывал свое незавидное положение, руки, словно
сами собой, сплели одну вещицу, потом другую, третью…
Сначала из бумаги, потом из клеенки, а чуть позже – уже
из бересты. Из этого материала делались и добротный
короб для грибов, и «бесполезные» фигурки типа «Дон
Кихота» или «Девушки с ведрами». Все они сплетены из
тонких берестяных ленточек.
– Василия Александровича называли пионером скуль-
птурного плетения из бересты…
– Да, это его собственное изобретение. На первую свою
фигурку – кажется, это была «старуха Лоухи» из «Калева-
лы» – он затратил около года.
– Что оказалось самым трудным?
– Передать движение, черты лица, найти выразитель-
ный поворот головы. Помнится, хищный нос получился
сразу. Василий Александрович радовался, как дитя. А
вот со злым оскалом ему пришлось порядком потрудить-
ся. Потом дело пошло. Появились «Сеятель», «Дон Кихот и
другие персонажи из известных литературных произве-
дений, а кроме того – сценки из жизни русской северной
деревни, выразительные фигурки спортсменов, составив-
шие целую «Олимпийскую» серию.
– Вы помните, какую из своих работ мастер считал
лучшей?
– Несомненно, «Пряху». Она рождалась почти два
месяца. Закончив, Василий Александрович позвал жену:
«Что скажешь, Веруша?».
Вера Андреевна смотрела-смотрела, и вдруг заплакала.
Фигурка берестяной «Пряхи» напомнила ей мать, она ча-
сто сидела в такой же позе за прялкой: чуть согнувшись, в
платочке, простой одежде, на ногах – маленькие лапти.
– Анатолий Алексеевич, вы – отличный специалист в об-
ласти электроники. Казалось бы, плетение из бересты – со-
всем не ваша стихия…
– Хотя Василий Александрович до музея своего имени не дожил,
он успел «заразить» своим увлечением и нас со Светланой. Кстати, идея
создания музея принадлежит именно ей. Конечно, и я, и
наша дочь Вера её поддержали.
Мне очень повезло, что много лет прожил бок о бок
с умными, добрыми и одаренными людьми. Все это в
первую очередь относится к Василию Александровичу и
Светлане. Не выразить, как мне их не хватает…
Но в нашем домашнем музее я словно ощущаю их при-
сутствие. Это дает силы жить дальше.
Валентина АКУЛЕНКО|
собкор «НВ»|
ПЕТРОЗАВОДСК|_