Неприятие гастарбайтеров российским обывателем – изнанка отвратительного отношения к самому себе.
Какие-то мерзавцы выложили в Интернете ролик с издевательствами над приезжими девушками-киргизками. Сами садисты назвали экзекуцию «воспитательными мерами», а себя – членами группы «Патриоты». Это произошло спустя несколько дней после того, как правительство получило новые распоряжения нового президента. В том числе – и по вопросам миграции.
Во главу угла поставлена задача более строгого контроля за соблюдением миграционного законодательства и знание приезжими русского языка и основ культуры. Эти тезисы уже были высказаны в статье, которую тогда еще премьер Путин опубликовал в «Независимой газете», а ФМС уже приняло их как руководство к действию. Хотя многие эксперты еще тогда выражали озабоченность, прежде всего тем, что одним ужесточением наказания за нарушение режима всех проблем не решить, что важно в принципе изменить вектор государственной политики и практики, а новые строгости породят, скорее всего, новые (много большие, чем раньше) взятки, а вместе с ними – новые беды и, значит, человеческие драмы.
Говорили, что важно не только учить приезжих русскому языку – надо создать человеческие условия для их работы и существования, выработать такую стратегию, которая учитывала бы реальные интересы как государства и коренных россиян, так и тех самых мигрантов, без которых ни экономические, ни демографические показатели нам не улучшить.
Дискуссия была непродолжительной… Каждого, кто хотя бы поверхностно заинтересовался состоянием вопроса, поражает прежде всего всеобъемлющая, неприкрытая и безнадежная безнравственность происходящего. Перед ней меркнут даже безбрежная коррупция, цветущая, как репейник, на каждом пятачке, где есть мигранты, и откровенное беззаконие. Это никого уже и не удивляет. На бедных гастарбайтерах и их семьях наживаются мелкие чиновники ЖКХ и большие милицейские чины, уважаемые лидеры диаспор и мелкие жулики, директора школ и посреднические фирмы.
Точные суммы взяток неизвестны, но они огромны и повсеместны, механизм давно и подробно описан в СМИ, указано, где и почем можно купить необходимые документы, включая российский паспорт – не так уж дорого, между прочим, всего 20 тысяч рублей…
Очевидно, взяткоемкость того преступного бизнеса столь велика, что даже регулярные аресты и процессы над чиновниками и посредниками не меняют ситуации. Но и это не самое страшное. Берут у нас во многих местах, и, слава Богу, не все чиновники и полицейские взяточники. Самое страшное – это глубокое и принципиальное презрение к человеческому достоинству тех, кто к нам едет. Мигранты – не просто люди второго сорта, они вроде и не люди вообще. И то, что с ними происходит, как бы не имеет отношения к нашей жизни. Это – «не про нас», а так, некое недоразумение, досадное, как и сами плохо говорящие по-русски «гости» на столичных улицах. Столь дикое, фашистское по сути, мнение мало кем всерьез оспаривается, умножается, проникает во все поры, становится нормой жизни…
Пожар на Качаловском рынке, в котором заживо сгорели 17 безвестных грузчиков, не стал событием национального масштаба, повлекшим кардинальные изменения. О совпавшем по времени пожаре в комплексе «Москва-Сити», где никто не погиб, говорили едва ли не больше. Аудитория ничего так и не узнала о тех людях, которые погибли, об их близких, хотя пресса устами экспертов говорила, что это не первая и не последняя трагедия…
Безликие, безъязыкие, неприбранные, чужие – мигранты не интегрированы в наше ментальное пространство куда трагичнее, чем в правовое. Недавний анализ московских и национальных газет, предпринятый СЖР совместно с женским агентством ООН, показал, что по-прежнему о приезжих крайне мало и скупо пишут. И несмотря на то, что общее количество материалов о проблеме миграции все же выросло за год примерно втрое, большинство публикаций – официальные сообщения, интервью руководителей ведомств, криминальные сводки (в том числе об арестах работорговцев и взяточников), живых характеров почти нет.
СМИ больше не провоцируют «язык вражды», как десятилетие назад – они просто не видят человеческих судеб, переводя обсуждение проблемы в разряд экономических и прочих показателей. Впрочем, пресса давно уже не замечает реального человека (тому – много причин), и невнимание к чужой беде – тоже не новость. Но все же. Тема миграции – барометр нравственного состояния общества, в ней, как в увеличительном стекле, обнажаются очень многие тревожные симптомы. Пренебрежение к мигрантам, ползущий расизм, злоба – оборотная сторона неуважения к себе самим, к своей стране, наконец, к великой традиции сочувствия ближнему, которая веками питала нашу культуру и сделала ее всемирным достоянием. Отморозки, бьющие и терзающие киргизских девушек (а их ролик, увы, не единственный такого рода в сети) – прямой результат глубокой болезни, которой поражена Россия. И одними законодательными решениями, хотя они, конечно, очень важны, ее не вылечить.
Надежда АЖГИХИНА