Журналист Марат Сафаров делится своими впечатлениями от фильмов проекта «Земля людей»
Мы привыкли к такому стереотипу, что если речь идёт об этнографии и традиционном образе жизни, то это обязательно архаика и пожилые люди. Разумеется, значение хранителей традиции невозможно переоценить – честь и хвала людям, доносящим нам сбереженные элементы своей культуры. Однако очень хотелось и выхода из привычного круга «информантов».
В этой связи мне очень понравилось то, что в проекте «Земля людей» – и, в частности, в фильме, посвящённом вепсам «Танцы с медведем» – герои не только хрестоматийные хранители. И в качестве главного авторами выбран именно молодой герой, Женя Фотеев – который, во-первых, романтичен, и очень важно – сообразен природе. Через экран складывается впечатление, что его жизнь, его творчество, вообще его речь даже – она вся наполнена вот этой удивительной прионежской природой. Что он неразрывен с ней – просыпается и засыпает и весь день проводит в этом измерении. Но вместе с тем (что ценно!) – он именно современный человек, живущий сегодня среди нас.
Вообще замечательно, что герои «Земли людей» – это именно наши современники, встроенные в жизнь, но в то же время умеющие сохранить гармонию с традицией и природой. Мечта многих – осуществимая или нет: жить подобным укладом.
Скажу прямо: фильмы цикла «Земля людей» – они не о «туземцах»! Они не о людях, которые где-то на окраинах нашего государства живут, в некоем закрытом обществе натурального хозяйства, и мы не должны умиляться их отличиям от урбанизированного человека. Может быть, это умиление от Руссо еще идет… И в результате часто складывается такая лубочная немного картина, заметная с первых кадров… В фильмах «Земли людей» этого нет совсем. Здесь идет разговор на равных – а не взрослого с ребёнком, нет и снисходительности. И это правильно: мы же в одной стране все живём! Это отличительная особенность данного проекта в океане современного этнографического кино, испытывающего сегодня очевидный подъем.
Вот, серия, посвящённая шапсугам: «Магия жизни». Ну я в принципе знал об их существовании – но теперь очень рад, что в этом году мне удалось завернуть в Краснодарский край, в гости к шапсугам… То есть, кино побудило меня самому узнать побольше об этом народе, живущем в этом благодатном краю.
А, вот, у вепсов я ещё не был. И у меня есть желание этой зимой поехать в Шелтозеро, своими глазами посмотреть на их жизнь. В последнее время я особенно увлечен культурой финно-угорских народов, их наследием, оставленном в виде бесчисленных топонимов. Мой друг – культуролог и фотограф Ренат Абянов, можно сказать, погружен в «фотоизучение» их жизни.
«Земля людей» – это не просто документальное кино: это кино, которое зовёт в путешествие. Причём в путешествие именно по России… Мы очень много говорим, что у нас многонациональная страна, много разных интересных культур – а по факту очень мало об этом знаем и не интересуемся, какими красотами и людьми в реальности богата наша земля. Экранные впечатления помогают открыть эту красоту.
Красной нитью через каждый фильм «Земли людей» проходит тема, как эти люди связаны с природой – Кавказ, Прионежье, Арктика… Они укоренены в окружающую среду, потому что это их дом… Как у древних греков: продолжением их сада было море. Они не воспринимали море враждебным, опасным – оно продолжение. Здесь то же самое: человек живёт на краю земли – холодно, страшно… Но, это нам! А ему – нет, ни буран, ни белые медведи: ведь тундра, это продолжение его чума.
В «Танцах с медведем» северная карельская осень – чуть ли не главная героиня фильма! А возьмём юг – брутальная культура шапсугов и природа Причерноморья органично дополняют друг друга.
Что ещё важно в этих фильмах – тонко и деликатно, без столь модной сегодня принудительной расстановки акцентов, они говорят о сложных вещах. Вот, именно такой подачи, лично мне, как зрителю ощутимо недостаёт в современном кино…
Александр Крастошевский, специально для «НВ»
На фото: Марат Сафаров