«Цинизм комбината в избавлении от непрофильных активов» и «потребительское отношение к средствам производства, доставшихся “Норникелю” в наследство от СССР», а в итоге, как отметила депутат Законодательного собрания Красноярского края Елена Пензина по итогам выездного заседания Совета Федерации, – закономерный результат – масштабная техногенная катастрофа.
Владения «Норильского никеля», практически превращенные комбинатом в собственную вотчину, произвели на сенаторов удручающее впечатление. «Предприятие ведет себя как рецидивист», – сетует депутат красноярского заксобрания.
При этом топ-менеджеры компании до сих пор стремятся уйти от ответственности, заболтав критически важные вопросы и перекладывая вину на стрелочников, хотя именно менеджмент и Владимир Потанин, как управляющий акционер и президент ГМК создавали последние 25 лет прорвавшиеся экологической катастрофой проблемы региона.
Можно было бы посетовать: а куда же смотрели депутаты, – им то из Красноярска до Норильска гораздо ближе, чем из Москвы, могли бы и раньше разобраться. Но тут то и выясняется, еще одна деталь.
«Надо восстановить вертикаль власти в Красноярском крае. Это что такое, когда губернатор и правительство края не имеют никакого влияния на Норильск? Олигархия на муниципальном уровне: свой заводик, свой мэр, свои депутаты», – заявила Матвиенко, констатировав, что регион оказался словно заморожен, где-то в середине 90-х. Пользуясь тем, что многие выходцы из структур «Норникеля» стали высокопоставленными федеральными политиками, сам комбинат стал властью в регионе, и его владелец даже не стесняется представлять нынешний конфликт, будто бы конфликтом с губернатором, хотя по факту это противостояние руководства «Норникеля» с обществом и властью всего региона и всей страны.
Но прежде всего с собственными сотрудниками и рабочими, от которых «Норникель» решил отделаться высокой по российским меркам зарплатой, судя по всему, пренебрегая остальными социальными обязательствами.
В городе не хватает мест в школах и детских садах, серьезные проблемы с безработицей. Как отметила сенатор Галина Карелова, город имеет все возможности, чтобы стать благополучным. Вместо этого – нехватка мест в школах и детсадах, безработица, проблемы с ЖКХ и объектами «Норникеля», которые стоят в заброшенном состоянии десятки лет.
При этом Норильск зависит от комбината на все 100%. Даже управляется назначенцами «Норникеля». С 2007 года Норильском руководят экс-менеджеры “Норникеля”. Два последних градоначальника – Олег Курилов и Ринат Ахметчин – до этого являлись заместителями по персоналу директора Норильского комбината.
«Норникель», можно сказать, поглотил город приравняв управлением им к управлению одним из своих подразделений. И управляться Норильск должен был в соответствии с принципами современного эффективного менеджмента – минимум затрат и максимум прибыли для владельцев.
При том, что даже высокие зарплаты не обеспечивали людям в городе нормального уровня жизни: при отсутствии социальной инфраструктуры и цены в магазинах Норильска выше московских. Поставки контролируют национальные группировки. Комбинат и здесь не слишком заботился об обеспечении своих людей.
Проверка сенаторов показала, что топ-менеджеры «Норникеля» до последнего надеются уйти от ответственности за катастрофу, и еще менее хотят брать на себя ответственность за регион и город, где их комбинат является градообразующим. Сам Владимир Потанин отмечал, что просто штраф, наложенный на ГМК отразится и на невиновных – на простых сотрудниках комбината, для которых дивиденды по акциям – часть семейного бюджета. Значит, речь идет о необходимости серьезных перемен в руководящей верхушке «Норникеля»
Через несколько дней комбинат формально взял на себя повышенные социальные обязательства. В частности, обещает построить в городе три завода по переработке рыбы. Сенаторы отметили, что совместная работа с компанией стала продуктивной, и «Норникель» обязался также модернизировать жилой фонд и инфраструктуру, строить новые детские сады, школы и поликлиники. Соответствующее постановление «О социально-экономическом развитии города Норильска Красноярского края» было утверждено в Совете Федерации.
Остается надеется, что обязательства «Норникеля» будут выполнены, а не станут лишь очередной уловкой, чтобы замылить тему персональной ответственности менеджеров и президента ГМК, которые 25 лет создавали сегодняшние проблемы.
Игорь Сушков