Бог шаговой доступности

Почему в столице и других городах идет спешное массовое строительство храмов?

3455666

В Москве в этом году по программе возведения в столице 200 храмов завершится строительство 16 церквей, еще на 26 объектах будут начаты работы, которые окончатся в 2015-2016 годах. Об этом 28 января на пресс-конференции в рамках XXII Международных рождественских чтений заявил депутат Госдумы, советник патриарха Московского и всея Руси по строительству и куратор программы строительства храмов Владимир Ресин. По его словам, уже подобрано 195 участков, более 100 из которых передано церкви, а на 59 участках открыты временные часовни.

Так называемая «Программа-200» была инициирована мэром Москвы Юрием Лужковым в феврале 2009 года после его встречи с новым патриархом Московским и всея Руси Кириллом. «Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей», – сказал тогда Лужков.

Но сам воплотить задуманное Лужков не успел – осенью 2010 года его отправил в отставку президент Медведев в связи с «утратой доверия». Знамя бывшего патрона и соратника подхватил его заместитель Владимир Ресин, назначенный временно исполняющим обязанности мэра. И 20 октября 2010, за день до вступления в должность нового градоначальника Сергея Собянина, Ресин подписал распоряжение о выделении участков под храмы.

Новый мэр это распоряжение не отменил, как это он сделал с некоторыми проектами Лужкова, а, наоборот, поддержал и сам стал активно продвигать его. В столице как грибы после дождя стали расти храмы-новоделы.

Все это, как обычно, подавалось под союзом заботы о москвичах. А неблагодарные москвичи вдруг почему-то стали выступать против массового строительства церквей: собирать подписи, выходить на митинги протеста, писать во все инстанции… Никто, в общем-то, не против культовых объектов как таковых, люди говорят о том, что их району не нужна еще одна церковь, потому что в округе и так хватает храмов, которые, к тому же, практически никогда не бывают переполнены. По мнению протестующих жителей, для пожилых людей гораздо важнее иметь в шаговой доступности поликлинику, для их детей и внуков – спортивные площадки, дома творчества, бассейны… И для всех категорий населения жизненно необходим свежий воздух, который еще можно найти в скверах и аллеях спальных районов, где, как правило, и закладываются новые культовые сооружения.

Но чиновники всех уровней делают вид, что не замечают протестов жителей. Потому что проще отправить людей к Царю Небесному, чем самим заниматься их проблемами. И церковники заинтересованы в пастве, которая за свои надежды и чаяния готова платить: свечку поставить, требу отправить, крестить, обвенчать, отпеть, наконец…

По данным РПЦ, в конце 2012 года в Москве было 894 храма. Сегодня, судя по темпам строительства, их число уже перевалило за девять сотен, а «Программа-200» перекроет тысячную отметку. И, похоже, скоро церквей будет больше, чем муниципалитетов и других учреждений городской, а может быть, и федеральной власти. И тогда уж точно до Бога добраться будет гораздо проще, чем до чиновника!

Видимо, этого они и добиваются. Привозят в страну пояс Богородицы или Дары волхвов, настойчиво напоминая страждущим о том, что эти предметы помогут практически в любой сложной жизненной ситуации: забеременеть поспособствуют, от тюрьмы и от сумы уберегут… Это дешевле, проще и быстрее, чем строить перинатальные и другие современные медицинские центры, реально реформировать правоохранительную и судебную системы, совершенствовать налоговое законодательство и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса.

И стекается люд со всей России, чтобы, прикоснувшись к православным святыням, попытать в очередной раз счастья: а вдруг на этот раз повезет? Потому что, кроме как на Бога, надеяться им больше не на кого.

Кстати, в Киеве, где были выставлены Дары волхвов перед возращением их в Новый Афон, такого ажиотажа, как в России и Белоруссии, вокруг святынь не было. Видимо, украинцы уже устали ждать от Всевышнего чуда, а от власти – реального улучшения жизни, и поэтому вместо Киево-Печерской лавры пошли на Майдан. На Бога надейся, а сам – не плошай.

Наши же чиновники уже научились ловко переключать внимание и сознание людей, переводить стрелки с тех, кто реально отвечает за качество жизни народа, то есть, с самих себя, на Силы небесные. И церковники охотно им в этом помогают.

Церковь, которая по Конституции отделена от государства, похоже, становится еще одной ветвью власти, такой же, как законодательная, исполнительная или судебная. Регулярными стали практически официальные встречи высших чиновников страны с высшими же представителями Господа на земле, совместные мероприятия, выступления иерархов и показ православных служб на федеральных телеканалах… Молельные комнаты появились во многих государственных учреждениях и структурах: в больницах, воинских частях, аэропортах…

Странно, что до сих пор партия власти не догадалась выступить с новой «народной» инициативой: каждой квартире – по красному углу! А там, глядишь, и депутаты сразу в трех чтениях приняли бы соответствующий закон, обязывающий иметь в каждом жилище место для моленья с иконами, количество коих должно быть, например, не меньше числа проживающих на данной жилплощади. Следить за неукоснительным и поголовным исполнением прописанных норм обяжут спецкомиссии во главе с нынешними Швондерами, которые будут ходить по квартирам и проверять наличие красных углов, а также пересчитывать количество висящих в них образов. За первое нарушение можно ввести штраф, к примеру, в размере от пяти до десяти МРОТ, а злостных атеистов в принудительном порядке отправлять на общественно-полезные работы, скажем, на строительство тех же церквей. Помимо укрепления духовных скреп, будет укрепляться и казна за счет штрафов и экономии на зарплате.

Было бы смешно, если бы не было так грустно и противно.

Вера, безусловно, нужна человеку. Но это необязательно должна быть вера в Бога, точнее, только в Бога. Есть еще вера в светлое будущее, есть вера в страну, в которой ты живешь, и есть вера в себя. И они не исключают друг друга. А какая из них станет путеводной нитью в жизни – решать должен каждый сам, а не чиновники и церковники, в своих интересах пытающиеся сделать веру в Бога разменной монетой.

Геннадий ШАЛАЕВ

Ранее

Доцента философского факультета МГУ допросили по поводу перепоста

Далее

Глава британских спецслужб отрицает, что его отставка связана с документами Сноудена

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru