Как правительство решило уменьшить число чиновников без массовых сокращений
Спустя неделю после того, как у премьера увеличилось количество заместителей — теперь их 10, — правительство объявило о новой административной реформе, в результате которой количество чиновников должно сократиться. Шесть вопросов к новой реформе в материале Forbes.
Премьер-министр Михаил Мишустин объявил в понедельник, 16 ноября, о начале оптимизации штата в органах исполнительной власти. Штат в министерствах и регионах сократят на 5-10% в 2021 году. Все эти изменения призваны увеличить эффективность работы госслужащих, сказал Мишустин. Насколько на самом деле может сократиться число «живых» сотрудников, а не вакантных должностей, как оптимизация повлияет на зарплаты чиновников и за счет чего можно будет добиться их эффективной работы?
Сколько в России чиновников?
В сентябре 2019 года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко говорила, что в России к чиновникам принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. И таких около 2,4 млн человек. «Получается, на 10 000 населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — сказала она «РИА Новости». Но доля «настоящих» чиновников, то есть государственных гражданских и муниципальных служащих, почти в два раза меньше — 603 000 федеральных государственных гражданских служащих, 252 000 региональных гражданских служащих и 395 000 муниципальных служащих. По данным Росстата, по итогам 2017 года на 1000 занятых в экономике человек было 29,6 сотрудника госорганов и органов муниципального самоуправления. Для сравнения: в 2000 году соотношение было 18 человек на 1000, за прошедшие 17 лет максимум статистика зафиксировала в 2014 году — 32,6 человека на 1000 (тогда начали учитывать сотрудников территориальных органов МВД). На конец 2018 года, по данным Росстата, в России было 2,2 млн сотрудников в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях.
Как планируют проводить реформу?
Мишустин заявил, что при сокращении штата не планируют сокращать финансирование органов власти. По его словам, реформа будет выглядеть так: в министерствах и ведомствах (федеральные чиновники) 20% должностей — это вакансии, сокращать будут в первую очередь их. В таком случае реально штат должен сократиться на 5%, отметил премьер. В регионах среднее количество вакансий около 18%, там под сокращение попадут 10% должностей. Все это должно произойти до 1 апреля 2021 года, а к 1 мая на стол премьера должен лечь отчет о проделанной работе.
Зачем нужна такая реформа?
C 2004 года в российских ведомствах увеличилось количество руководителей, а также штат «обеспечивающих» подразделений — финансистов, бухгалтеров и так далее. Теперь управленческие должности нередко занимают 30% от всего штата, в результате страдает эффективность и расходы увеличиваются, говорит профессор РАНХиГС Владимир Южаков. Теперь важно, чтобы четко устанавливались лимиты по числу руководителей и их подчиненных, считает он. Как писала газета «Коммерсантъ», штат «обеспечивающих» подразделений теперь должен быть менее 30% от общего.
И что, теперь количество чиновников резко сократится?
«Все подобные сокращения будут давать только отложенный эффект. Функции увеличатся, в результате через непродолжительное время штат снова начнет расти», — считает источник в одной из структур, консультирующих правительство. «Все эти сокращения, в том числе и предлагаемое в настоящее время, целесообразны уже хотя бы потому, что они ограничивают рост численности госслужащих, — считает Владимир Южаков. — Но параллельно с сокращениями множились полномочия ведомств, а вслед за ними продолжался рост численности чиновников. Но без периодических сокращений этот рост за десятилетия был бы значительно большим».
Вряд ли эта реформа приведет к увольнениям «живых» сотрудников, все же смысл оптимизации не в увольнении сотрудников, а в поиске новых решений, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, бывший чиновник Минфина. «Вполне возможно, что будет проведен серьезный аудит по эффективности работы ведомств. Она измеряется в достижении национальных целей и, например, числе нормативно-правовых актов», — полагает он.
Премьер не уточнил, будет ли обязательным сокращение в случае, если вакансий, которые можно будет порезать, не будет. Если оптимизация затронет и те ведомства, где свободных должностей нет, то многое будет зависеть от их руководителей, отмечает высокопоставленный собеседник Forbes в одном из министерств. «Придется выбирать, кого сокращать, и главное, чтобы руководители делали правильный выбор, например, убирали число своих помощников или сокращали работников пресс-служб», — уверен он.
Те, кто сохранит работу, станут больше получать?
С этим возможны проблемы. Газета «Коммерсантъ» написала, что в результате реформы оплату труда госслужащих изменят и перенаправят сэкономленные средства. Но в России есть негативный пример такого перераспределения. В 2004 году, когда сокращали число работников органов исполнительной власти и перераспределяли функционал между министерствами, уже предполагался рост зарплат, напоминает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Но зарплату подняли только руководителям высшего звена. Это касалось министров, замминистров, глав департаментов, а вот заместители этих глав уже ничего не получили», — отмечает он.
Сама зарплата госслужащих в итоге стала складываться из оклада (четверть от общей суммы) и различных надбавок, которые были введены в то же время в качестве компенсаций, но их распределение также нередко зависит от начальства, говорит Сафонов. В ведомствах специально держали 20-30% незанятых ставок, чтобы распределять выделяемый на них бюджет между работниками. Сокращать ранее ставки было «невыгодно», поскольку неминуемо сокращался бы и фонд оплаты труда, отмечает Сафонов.
Теперь же фонд оплаты труда не изменяется, а само возможное повышение зарплат станет мотивацией для сотрудников. «Важно только, чтобы сами надбавки выдавались за конкретные результаты, это самая правильная мотивация», — добавляет Южаков.
Сколько раз Россия сокращала чиновников?
Сокращать российских чиновников предлагала замминистра финансов Татьяна Нестеренко еще в сентябре 2019 года. По ее оценкам, число госслужащих в регионах стоило сокращать на 15%, а сотрудников центрального аппарата — на 10%. Главной целью реформы Нестеренко называла повышение зарплат госслужащим.
До этого Алексей Кудрин на посту министра финансов в 2010 году предлагал уволить 100 000 чиновников за три года. В 2017 году Кудрин занимал уже должность главы Центра стратегических разработок и заявил о необходимости снизить общее количество госслужащих на 30%.
Дмитрий Медведев на посту президента в 2010 году также предлагал сокращать число федеральных чиновников на 20%. Тогда главной целью называлась эффективность их работы. «Где бы мы этим ни занимались, здесь присутствующие коллеги в аппарате правительства работали, в администрации: сокращаешь, проходит полгода, глядь — опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил он.
В 2014 году уже в статусе премьера Дмитрий Медведев поручал Минфину подготовить предложения по сокращению численности государственных служащих еще на на 10%. Но, признавал он, сокращения идут очень медленно.
Мария Кокорева
По материалам: “Forbes”