Главная / Общество / ИТ-ассоциации попросили Путина не откладывать перевод банков на отечественное ПО

ИТ-ассоциации попросили Путина не откладывать перевод банков на отечественное ПО

Банкиры рассчитывали отодвинуть срок перехода на отечественный софт и оборудование на как можно более поздний срок

Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт»  и Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) обратились к президенту Владимиру Путина с просьбой не допустить переноса сроков перехода на использование российского оборудования и программного обеспечения в отраслях с критической информационной инфраструктурой (КИИ): банки, ТЭК, телеком и др.

В письме Путину ИТ-ассоциации указывают, что такой перенос оттянет выход страны из технологической зависимости, передает РИА «Новости». От АРПП обращение подписала председатель правления ассоциации Наталья Касперская, от АРПЭ — исполнительный директор Иван Покровский, пишет РБК.

Кроме просьбы о недопущении переноса сроков перехода на три года, представители ИТ-отрасли предложили президенту «рассмотреть одновременно возможность кратного сокращения подобных сроков или полного отказа от их переноса». По их мнению, важно также не допустить разработку государственных информационных систем «на основе зарубежных решений». Авторы письма предупреждают, что с переносом сроков перехода будет отложен на три года и процесс выхода из технологической зависимости. «В течение этого времени будут реализованы программы цифровизации экономики, что поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления», — указывают ассоциации в обращении к Путину.

В АРПП и АРПЭ считают, что «нарастающие риски информационной безопасности и технологической зависимости не позволяют откладывать процесс импортозамещения». Ассоциации заверили президента, что российские разработчики ПО и производители оборудования в состоянии обеспечить отечественную экономику большим количеством решений, которые успешно внедрили и запустили в эксплуатацию в сотнях госучреждений и коммерческих компаний. «Реальные причины сворачивания импортозамещения — это желание ряда участников рынка продолжить закупки и внедрение на объектах КИИ зарубежных разработок», — отмечается в письме. По мнению авторов обращения, «стратегия оттягивания и всяческого «замыливания» процесса реального импортозамещения» «создает очевидную угрозу государственной безопасности».

В начале ноября Минцифры РФ опубликовало для общественного обсуждения проект указа президента РФ, предусматривающий перенос сроков перехода объектов КИИ преимущественно на отечественное ПО на 2024 год, а на российское оборудование — на 2025 год. Ранее был предусмотрен переход объектов КИИ на российский софт с 2021 года, а на российское оборудование — с 2022 года. К объектам КИИ относятся сети и информсистемы госорганов, предприятий оборонной, топливной и атомной промышленности, энергетики, транспорта, кредитно-финансовой сферы.

Переход на отечественное ПО и оборудование должен произойти в целях обеспечения технологической независимости критической инфраструктуры. Для этого ее владельцы должны в приоритетном порядке использовать российские аналоги иностранного ПО и оборудования, которые включены в специальные реестры и которые по своим техническим характеристикам позволяют в полной мере обеспечить безопасность подобных объектов. Зарубежное ПО и оборудование можно будет использовать только в том случае, если для них нет отечественных аналогов и при согласовании с Минцифры и Минпромторгом. План перехода владельцы КИИ должны утвердить до 1 июля 2021 года.

К критической информационной инфраструктуре федеральный закон о ее безопасности (вступил в силу в 2018 году) относит государственные органы, ТЭК, финансовые, транспортные, телекоммуникационные и ряд других компаний, для которых любое нарушения в телекоммуникациях может иметь далеко идущие последствия. Объектам инфраструктуры должна быть присвоена первая, вторая или третья категория в зависимости от  потенциального ущерба при атаках на них. Владельцы критической информационной инфраструктуры должны подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и передавать в нее информацию обо всех инцидентах. За нарушение правил эксплуатации, которое повлечет вред для критической информационной инфраструктуры, предусмотрена уголовная ответственность.

Банки после объявления первоначальных сроков перехода предупреждали ЦБ, что ускоренный переход может создать риски масштабных перебоев в работе систем, и просили отложить его до 2025–2026 годов. Банк России предлагал правительству и администрации президента единую дату — 1 января 2025 года. Российский союз промышленников и предпринимателей указывал в июле Минцифры, что обсуждаемые параметры перехода обяжут не к преимущественному, а к полному переходу на российского ПО и оборудование, а требование российского гарантийного и техобслуживания иностранного оборудования и софта и вовсе невыполнимо, поскольку импортное оборудование оснащается проприетарным софтом, а собственное вмешательство в него означает отказ от поддержки производителя. Позже Ассоциация банков «Россия» предлагал перенести переход еще дальше — на 2027 год. По данным АРБ, в среднем доля используемого иностранного программного оборудования (ПО) и ИТ-оборудования составляет 85%, а затраты на переход на отечественные разработки превысят 700 млрд руб. по всей банковской системе (5–7% собственных средств банковской системы).

Сергей Мингазов

По материалам: «Forbes»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru