Главная / Общество / Фонд Владимира Потанина оказался инвестором в стартап экс-главы Yota

Фонд Владимира Потанина оказался инвестором в стартап экс-главы Yota

Фонд Winter Capital Partners, ключевым инвестором которого является миллиардер Владимир Потанин, оказался инвестором разработчика электробусов Arrival, который основал бывший замминистра связи и экс-глава Yota Денис Свердлов

Forbes поговорил с управляющим директором «Винтер Капитал Адвайзорс» Василием Николаевым и узнал, как фонд заинтересовался компанией Arrival и почему она выходит на биржу через SPAC.

В среду, 18 ноября, британский разработчик электробусов Arrival объявил о планах выйти на биржу Nasdaq с оценкой в $5,4 млрд. Arrival, которую основал бывший замминистра связи и экс-глава Yota Денис Свердлов. В пресс-релизе компании, посвященному этому событию, сказано, что в нее ранее инвестировали производители автомобилей Hyundai и Kia, логистическая компания UPS, фонд BlackRock, а также фонд прямых инвестиций Winter Capital. Его ключевым инвестором является владелец «Интерроса» миллиардер Владимир Потанин. Управляющий директор фонда «Винтер Капитал Адвайзорс» Василий Николаев подтвердил инвестиции в Arrival. Он отказался раскрыть размер вложений и долю фонда в компании.

Forbes ранее писал, что основным инвестором Winter Capital является «Интеррос», при этом и инвестор, и менеджмент фонда настаивали на том, что фонд не зависит от решений основного инвестора, а действует самостоятельно.

Arrival заключил соглашение о слиянии с американской CIIG Merger Corp — это Special Purpose Acquisition Company (SPAC), специальная техническая компания, которая создана для слияния с другой компанией для ее вывода на IPO. Объединение Arrival и CIIG завершится в начале 2021 года, говорится в сообщении компаний. Объединенная компания будет торговаться на Nasdaq под тикером ARVL.

Сделка SPAC позволяет опубликовать прогнозы, чего нельзя делать в традиционном IPO, достаточно быстро и гибко привлекать рыночный капитал, объясняет этот выбор Николаев. Кроме того, процесс SPAC можно реализовать быстрее, чем традиционное IPO, добавляет он. В сегменте электротранспорта разработчики электромобилей Nikola и Hyliion, а также Fisker, которая занимается пассажирскими электромобилями, вышли на рынок через SPAC, приводит аналогию управляющий «Винтер Капитал Адвайзорс». Также сейчас находится в процессе сделка по объединению производителя электромобилей из Калифорнии Canoo с компанией Hennessy Capital Acquisition для проведения IPO, добавляет он.

Фото Семена Каца для Forbes

Фото Семена Каца для Forbes

У большинства международных инвесторов есть интерес к «чистым технологиям» и всему, что связано с возможностями ускорить глобальную декарбонизацию (достичь снижения выбросов парниковых газов), рассказывает Николаев. Рынок коммерческого транспорта огромный, а присутствие электротранспорта на нем сейчас минимально, даже в Европе и США, объясняет он интерес Winter Capital к Arrival. В этом сегменте рынка уже успешно развивается ряд компаний, продолжает Николаев: разработчик электромобилей Rivian, который привлек $2 млрд на последнем частном раунде при оценке компании в $8 млрд, Hyliion с рыночной капитализацией $3,8 млрд и Nikola, капитализация которой составляет $9,76 млрд.

После выхода Arrival на биржу Свердлов станет владельцем примерно 75% объединенной компании, писал американский Forbes со ссылкой на неназванный источник. В этом случае его состояние можно будет оценить в $4 млрд, отмечало издание.

Сейчас в Arrival работает 1200 человек, часть инженеров компании базируется в офисе в Санкт-Петербурге, а команда топ-менеджмента состоит из 20 человек — среди них 2-3 человека ранее работали со Свердловым в Yota, рассказал Forbes собеседник, близкий к разработчику электробусов. Два основных менеджера компании помимо Свердлова — это Авинаш Ругобур, который работал в производителе автомобилей General Motors (GM) и Cruise Automation (занимается технологией автономного транспорта, сейчас «дочка» GM), а также Майк Аблесон, возглавляющий производство Arrival — он больше 20 лет работал в GM.

Во время первого раунда инвестиций разработчик электробусов и электрогрузовиков Arrival был оценен в €3 млрд. Южнокорейские автомобильные концерны Hyundai Motor Company и Kia Motors Corporation заявляли о вложениях на сумму €100 млн. Тогда Hyundai и Kia получили в британском стартапе 3,33%. Американский фонд BlackRock вложил в Arrival $118 млн — об этом стало известно в октябре 2020 года.

В начале октября Arrival также сообщала, что планирует создать свой первый микрозавод в США — в графстве Йорк (штат Южная Каролина). В него будет вложено $46 млн. А первые электробусы и электрогрузовики начнут производиться в четвертом квартале 2021 года — компания уже подписала контракты, которые в будущем принесут ей $1,2 млрд. Кроме того, власти Москвы сообщили, что обсуждают с Arrival возможность тестирования их электробусов в Москве. Микрозаводы Arrival способны производить до 10 000 фургонов или 1000 электробусов в год.

Winter Capital также является инвестором онлайн-кинотеатра IVI, сайта Banki,ru, фармацевтической компании «Петровакс», крупнейшей в Европе медицинской IT-платформы DocPlanner (Польша), онлайн-платформы для изучения иностранных языков SkyEng и др.

Ирина Юзбекова

По материалам: «Forbes»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru