В России появится закон об удаленной работе. Как он поможет экономике?
Пандемия коронавируса перелопатила мировой рынок труда и сделала массовый переход на дистанционную работу главным трендом 2020-го. За феноменально короткий срок «работа из дома» из непривычной роскоши превратилась в обыденную реальность. В четырех стенах сейчас трудятся миллионы россиян, однако сам формат вызывает споры — сохраняют ли сотрудники эффективность? Фактор производительности труда в период пандемии выходит на принципиально новый уровень для успеха экономики. Удаленный доступ — в материале «Ленты.ру».
Домашний офис
Глобальные корпорации подстроились под обстоятельства и начали делать дистанционку постоянной. Например, Microsoft позволила некоторым своим сотрудникам навсегда перейти на полную удаленку, Google продержит большинство работников дома по крайней мере до конца года, а в Facebook заявили, что около половины сотрудников компании смогут работать удаленно в течение пяти-десяти лет. Примеру IT-гигантов последовали тысячи компаний по всему миру, но главный вопрос сейчас — будет ли такая работа эффективной.
На него попытались ответить в Стэнфордском университете: их исследование показало, что производительность труда в домашних условиях увеличивается на 13 процентов. Согласно данным опроса международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), 75 процентов сотрудников компаний по всему миру заявили, что в первые несколько месяцев пандемии они сохранили или даже повысили свою производительность.
Одновременно у удаленки могут быть и негативные последствия: по мнению специалистов «Национального бюро экономических исследований» США (NBER), дистанционная занятость приводит к увеличению рабочего времени, числа онлайн-встреч и совещаний. В среднем с начала пандемии при вынужденном переходе на дистанционку рабочий день увеличился на 48,5 минуты, а количество совещаний — на 13 процентов. Иными словами, нарушается баланс между работой и личной жизнью, а это чревато эмоциональным выгоранием.
Кроме того, как показали результаты исследования The Predictive Index, при работе из дома сотрудникам стало сложнее самостоятельно принимать решения и предлагать новые идеи. Несмотря на негативный эффект, большинство компаний в мире не собираются отказываться от удаленного режима в будущем году.
Новое регулирование
В России по итогам 2020-го «удаленка» может стать словом года наряду с «самоизоляцией». По подсчетам Минтруда, за последний год число перешедших на дистанционную занятость сотрудников подскочило в 110 раз. Если в 2019-м на удаленке в России официально работали 30 тысяч человек, то к концу осени 2020 года счет пошел на миллионы.
«Сегодня у нас порядка 7 процентов трудоустроенных граждан работают удаленно. В рамках нашей страны — это порядка 3 700 000 граждан. И количество этих граждан даже после снятия всех ограничительных мер, в нашем понимании, будет значительным», — заметил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Наибольшая доля удаленных работников приходится на Москву и Санкт-Петербург, в остальных российских регионах процент работающих в таком формате граждан «существенно меньше», уточнили в министерстве. По оценке Всемирного банка, в перспективе перевести на работу из дома можно было бы до 20 процентов россиян.
3,7 миллиона россиян к декабрю 2020 года работают на удаленке.
Почти четверть работающих россиян хотели бы трудиться из дома на постоянной основе, показал опрос сервиса «Работа.ру». Главным преимуществом дистанционной работы более половины респондентов — 54 процента — отметили экономию времени и денег на дорогу. Для трети (34 процентов) опрошенных удаленка помогает снизить риски заразиться коронавирусом.
Последнее особенно актуально, учитывая, что сейчас в сутки заболевает свыше 20 тысяч человек. В ряде регионов дистанционная работа стала обязательной. Например, в Москве работодатели должны были перевести на удаленку не менее 30 процентов сотрудников, всех работников старше 65 лет и людей с хроническими заболеваниями.
Президент России Владимир Путин поручил усовершенствовать регулирование удаленной работы, соблюдая баланс интересов работников и работодателей. В конце ноября Госдума приняла закон об удаленной работе, в силу он вступит в январе 2021-го. Введены три основных понятия: дистанционной (удаленной), временной дистанционной и комбинированной дистанционной работы. В случае ЧС работодатель может переводить сотрудников на удаленку без их согласия, но обязан компенсировать затраты.
Кроме того, выполнение работы дистанционно не может быть основанием для снижения зарплаты. Также в законе закреплено право работника на личное время. Любое его нарушение может рассматриваться как сверхурочная работа и должно оплачиваться дополнительно. Одновременно работодатель получит дополнительную причину для увольнения дистанционного сотрудника — если тот в течение двух рабочих дней без уважительной причины не выходит на связь. Что считается уважительной причиной, не уточняется.
Действующее трудовое законодательство оказалось не приспособлено к массовому исходу в онлайн. Однако донастройка правовой базы вряд ли принципиально отразится на производительности труда — главной проблеме удаленки. В этом направлении власти намерены работать в рамках национального проекта, цель которого — рост производительности труда на пять процентов к 2030 году. На реализацию поставленной задачи правительство выделило более 50 миллиардов рублей, причем глава кабмина Михаил Мишустин признает, что россияне уже вряд ли массово вернутся с удаленки.
Уникальный шанс
Эпидемия вдохнула новую жизнь в идею четырехдневной рабочей недели. «Те, кто работает сегодня на удаленном доступе, понимают, что им проще и лучше выполнить поставленную задачу быстрее, сэкономить время, потратить его по своему усмотрению, тем самым не повлияв негативно на производительность труда», — говорил глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов (ЛДПР). По его словам, эволюционно жизнь сама подтолкнет работодателей и их сотрудников к такому формату работы.
Идея активно обсуждалась в прошлом году, ее продвигал Дмитрий Медведев, который тогда занимал кресло главы правительства. Профсоюзы поддержали инициативу, а экономисты говорили, что идея нереалистична — сокращение рабочих дней обрушит производительность труда. Эксперты утверждали, что переход на сокращенную рабочую неделю является перспективой очень далекого будущего. Но теперь в условиях пандемии и экономического кризиса раскритикованная идея оказывается актуальной. Некоторые компании уже начали воплощать ее в жизнь, среди них Unilever и Microsoft.
В октябре 2020-го, когда пришла вторая волна коронавируса, о четырехдневке заговорили снова. Уже на посту зампреда Совета безопасности Медведев призвал не забывать о такой возможности. Воплощение четырехдневной рабочей недели будет во многом зависеть от экономической ситуации в стране. Первоочередным шагом скорее всего станет сокращение продолжительности рабочей недели с сорока часов на меньшее количество.
Наиболее безболезненно прошли или проходят кризис работодатели, которые сумели перевести значительное число сотрудников в режим удаленной занятости. Но это можно сделать только там, где это возможно. Такие специалисты позволяют своим компаниям быстро и качественно адаптироваться к изменившимся условиям. — Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета базопасности.
Пандемия коронавируса и переход многих россиян на удаленку привели к глобальной переоценке ценностей в сфере трудовых отношений. В ближайшие месяцы произойдут большие перемены: треть граждан намерены сменить работу. «Многие поняли, что хотят полностью удаленно работать или не хотят длинного рабочего дня, а некоторые задались вопросом, почему они так много работают и так мало получают», — объяснила руководитель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской» Алена Владимирская.
При всех неоспоримых минусах пандемии она открывает перед Россией возможность провести самый масштабный эксперимент на рынке труда за всю историю. В условиях, когда весь мир превратился в карантинную зону, можно будет понять, насколько действительно эффективными окажутся работа из дома и сокращение трудовой недели.
Елизавета Городищева
По материалам: “Лента.Ру”