Народный хлор

Почему из бассейнов попадают в больницы

В башкирском городе Учалы продолжается доследственная проверка: во время посещения бассейна дети почувствовали запах хлора и недомогание, после чего пришлось обратиться к врачам. На этой же неделе 32 человека попали в больницу после отравления парами хлора в бассейне в Астрахани. «Известия» разбирались, почему в России участились инциденты в комплексах для занятий водным спортом.

Сбой в первый рабочий день

В среду пресс-служба ГУ МЧС по Башкирии сообщила, что 16 детей отравились парами хлора во время занятий в бассейне в городе Учалы в Башкирии. Также к врачам обратились два тренера. Все они, как поясняется, почувствовали недомогание и резкий запах ядовитого газа, после чего вышли на улицу. После осмотра детей отправили домой, но четверым всё же потребовалось амбулаторное лечение.

СУ СК по Башкирии начало доследственную проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Причины произошедшего пока не названы. При этом начальник отдела образования Учалинского района Нурзида Абдрахманова заявила «Известиям», что отравления хлором не было.

Автомобиль МЧС около бассейна в Астрахани, где 32 человека попали в больницу после отравления парами хлора
Автомобиль МЧС около бассейна «Динамо» в Астрахани, где 32 человека попали в больницу после отравления парами хлора. Фото: РИА Новости/МЧС РФ

— У нас не было зафиксировано отравление детей, все дети сегодня в школе. Я со всеми на связи, они себя хорошо чувствуют, — сказала она, отказавшись раскрывать подробности инцидента.

По информации Наиля Ирмикимова, директора Дворца творчества, в состав которого входит бассейн, причина инцидента — технический сбой в работе оборудования. До выяснения причин произошедшего работа бассейна приостановлена.

Инцидент привлек серьезное внимание в связи с тем, что всего за два дня до этого отравились парами хлора 32 посетителя бассейна спорткомплекса «Динамо» в Астрахани. Возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По состоянию на 10 декабря в стационарах региона остаются 15 пострадавших, в том числе 10 взрослых пациентов и пятеро детей. Есть информация, что отравление получил даже приехавший на место происшествия министр здравоохранения Астраханской области Алексей Спирин.

Техническое помещение бассейна «Динамо» в Астрахани
Техническое помещение бассейна «Динамо» в Астрахани. Фото: ТАСС/СК РФ

По делу уже предъявлено обвинение и.о. директора спортивного комплекса. Она ответственна за безопасность на объекте и должна была контролировать техническое состояние спорткомплекса.

— По предварительным данным, работник комплекса перепутал баки, в результате смешения двух жидкостей с разным составом произошла химическая реакция с обильным выделением газообразного вещества, содержащего хлор, который поднялся с цокольного этажа во все помещения комплекса, в том числе бассейн, где находились дети и взрослые посетители, — сообщили в СУ СК. — Летучая газообразная смесь воздействовала на слизистые глаз и органов дыхания, вызвав химические ожоги и отеки.

«Известиям» в следственном управлении пояснили, что в одном баке был обеззараживающий концентрат, в другом — он же, но разбавленный. Сотрудник использовал неразбавленный. Выяснилось, что работал он в спорткомплексе первый день — его просто не проинструктировали.

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин (в центре) во время посещения Областной детской клинической больницы им. Н. Н. Силищевой, куда госпитализировали детей после отравления в бассейне "Динамо"
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин (в центре) во время посещения областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой, куда госпитализировали детей после отравления в бассейне «Динамо» Фото: РИА Новости/МЧС РФ

Инциденты с утечками хлора в спорткомплексах для занятий водными видами спорта участились в последние месяцы. Например, в сентябре в бассейне Fitness House на улице Ярослава Гашека в Санкт-Петербурге в результате непроизвольного выброса хлора отравились восемь детей. Пятеро попали в больницу. В отношении предпринимателя начали административное производство по статье «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований», водный комплекс закрывали на 60 суток.

Износ и человеческий фактор

Начальник отдела компании «Аквалэнд», занимающейся сервисным обслуживанием бассейнов, Сергей Богданов пояснил «Известиям», что в случае, когда содержание хлора в воде начинает превышать предельно допустимую концентрацию, это вещество начинает испаряться, а затем оседает на поверхности бассейна. Отсюда — химические ожоги слизистых органов.

— Обычно такие инциденты происходят из-за износа оборудования, — поясняет Богданов. — Большинство бассейнов пытаются сэкономить, сократить затраты, и зачастую оборудование, подающее хлор в воду, превышает свой ресурс работы. Плюс возможен человеческий фактор — люди могут ошибиться, поставить не ту канистру. Да и электроника может давать сбои: например, произошло короткое замыкание, программное обеспечение дает сбой — и оборудование начинает автоматически подавать хлор.

При этом речи о том, что в связи с пандемией могли увеличить концентрацию хлора для дезинфекции воды, не идет.

Посетительница во время плавания в бассейне
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— Со стороны надзорных органов в бассейнах в любом случае ужесточились правила и мероприятия, — заметил Богданов. — Добавили обработку всех поверхностей хлорсодержащими веществами — стен, поручней. Это надо делать постоянно в большом количестве. Раньше к этому вопросу Роспотребнадзор относился более лояльно.

По словам Богданова, из-за этого многие бассейны даже вынуждены прекратить свою работу — не хватает финансирования, в том числе на замену изношенного оборудования.

Гендиректор ООО НИП «Акваэффект» кандидат технических наук Андрей Беляев замечает, что это приводит к использованию малопроверенных и даже опасных химикатов.

— Берут самую дешевую «химию», которая не работает, — говорит он. — Ищут способы сэкономить. Поток людей в бассейны уменьшился, выручка упала, нужно экономить, а затраты остаются те же самые.

Лучше — не хлор

Беляев отмечает, что в этом году уже было 5–6 крупных инцидентов. Его компания собирает статистику по подобным случаям и приходит к выводу, что основными причинами остаются, во-первых, человеческий фактор, во-вторых, отказы оборудования.

— В 99% случаев причины — именно эти. Не хватает компетентных людей, — заявил Беляев «Известиям». — Технологии нарушаются. Мы как организация, которая оказывает услуги бассейнам, это видим. И риски возникновения таких ситуаций высоки и сейчас.

По его словам, специалистов, знакомых с системой водоподготовки и знающих нормативные документы, во многих бассейнах попросту нет.

При этом существуют и альтернативные варианты обеззараживания воды в бассейне — без использования хлора.

Дети из младшей группы на занятии в плавательном бассейне
Дети из младшей группы на занятии в плавательном бассейне.  Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Но у нас 95% бассейнов работают именно на хлорировании, — сказал Беляев. — Еще в советские времена вся нормативная база была связана с хлорированием.

Отметим, что СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны» предусматривают, что для бассейнов спортивного и спортивно-оздоровительного назначения в качестве основных методов обеззараживания воды «могут быть использованы озонирование, хлорирование, бромирование, а также ультрафиолетовое излучение». При этом отдельно указывается, что с учетом «опасности для здоровья побочных продуктов хлорирования (галогеносодержащих соединений) следует отдавать предпочтение альтернативным методам обеззараживания».

Генеральный директор сервисной компании Limpid Pools Эдуард Тахмазян отмечает, что не может себе представить, чтобы серьезный вред здоровью был нанесен из-за превышения концентрации хлора в воде. Другое дело, что хлорсодержащее вещество может попасть на поверхности — именно в таком случае может быть нанесен самый серьезный вред людям.

Пловцы в бассейне
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Игорь Иванко

По словам Тахмазяна, опасность еще и в том, что в России в нормативах по проектированию бассейнов не предусмотрены специальные условия по помещениям, где хранятся опасные химикаты.

— В некоторых странах для «химии» проектируются отдельные помещения, которые оборудованы так, чтобы в случае аварийных разливов это всё не попадало в общую систему вентиляции и удалялось отдельно: у этих помещений отдельная система вентиляции, — рассказал он «Известиям». — У нас таких требований нет. А всякое может произойти: тара плохая, разбили, разлили. Бывает, что гипохлорит готовят на объекте, используя воду, сухой хлор (хлорную известь. — «Известия»). Может так авария произошла.

При этом, замечает Тахмазян, сейчас бассейны достаточно хорошо проверяются, поэтому руководство таких объектов старается следить за системами обеззараживания воды и в целом за состоянием бассейнов.

Сергей Гурьянов

По материалам: “Известия”

Ранее

Витамин C может снизить смертность от COVID-19 более чем в три раза

Далее

Защитные полумеры

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru