Известная всему миру русская «неулыбчивость» — это следствие именно стоматологических проблем, считает кандидат медицинских наук Алексей УШАКОВ
«Международный индекс КПУ (кариес, пломба, удаленный зуб) у нас в России чрезвычайно тревожный — 6,4, — говорит Алексей Ушаков, руководитель одной из московских стоматологических клиник. — То есть у одного среднестатистического россиянина более шести больных зубов. И стопроцентная — ответственно об этом заявляю! — распространенность кариеса».
— Меня, признаюсь, шокировала такая информация: в нашей стране никогда (!) не проводилось полноценного национального стоматологического обследования населения…
— Справедливости ради замечу, что лет пятнадцать назад в России по инициативе ВОЗ была предпринята попытка провести подобное обследование. Несмотря на то, что мероприятие оказалось частичным (участвовало менее половины регионов России), с научной точки зрения, выполненная работа была успешной: полученные результаты базировались на весьма большом количестве уникальных данных. Практическое же использование масштабных трудозатрат — нулевое, поскольку Минздравом РФ данное исследование не было востребовано….
— После недавнего пребывания в стоматологическом кресле я вдруг осознал, что некоторые идиоматические выражения нашего «великого и могучего» имеют вполне буквальное значение: «Положить зубы на полку», «Видит око, да зуб неймет» и т.д. Они ведь о дороговизне услуг российских дантистов. Почему такие заоблачные цены в стоматологических клиниках?
— Да вы уже ответили на свой вопрос, сделав акцент на слове «услуги»: терапевты, хирурги, гинекологи, врачи иных специальностей оказывают пациентам медицинскую помощь, и только стоматологи — услуги. Кое-где пациентов теперь вполне уверенно клиентами (!) именуют. И это совсем не безобидные филологические нюансы. Беззубая (в буквальном смысле) Россия — циничная реальность сегодняшнего дня. Наше лукавое «социальное государство», вводя «рыночные отношения» в сферу здравоохранения, похоже, не вполне адекватно представляло и представляет суть проблемы, а потому вместо цивилизованного рынка выстроило откровенный и дикий базар. Медицинский, так сказать, Черкизон…
К сожалению, у нас в стране не качество стоматологической помощи, а исключительно вопросы ценообразования и прибыли стали главенствующими в отношениях между врачом и пациентом. А ведь это категорически неприемлемо.
Я из потомственной семьи зубных врачей. Мой дед, моя мама — известные стоматологи. Моего отца, доктора медицинских наук профессора Ушакова Андрея Ивановича, вполне заслуженно называют «светилом российской имплантологии». Он одним из первых в нашей стране — еще в 1983 году! — начал внедрять прогрессивный метод зубной имплантации в медицинскую практику. Так вот, признаюсь по секрету: сегодня мой отец совершенно теряется в вопросах, которые стали теперь элементарными и весьма притягательными даже для студентов-первокурсников — стоимость расходной части, стоимость трудозатрат и, конечно же, ее величество прибыль, прибыль, прибыль. Для отца главным было и остается — оказание высококачественной помощи людям. И мне передалось такое понимание профессии, для меня понятие «честь семьи» — не абстрактное…
— Да ведь естественные для врача приоритеты…
— Естественные только с точки зрения пациента, а вот медицинские чиновники, налоговые и другие контролирующие структуры считают иначе. Поэтому моя голова, как руководителя стоматологической клиники, забита, например, щетками…
— И какими рекомендуете пользоваться — мягкими, жесткими, электрическими?
— Да не о зубных щетках речь! Я имею в виду самые обыкновенные щетки-швабры! Сегодняшние санитарно-эпидемиологические правила и нормативы предписывают иметь на каждый (!) кабинет клиники две различные швабры и два различных ведра. То есть по первому требованию проверяющих я обязан предъявить 14 швабр! И соответственно 14 ведер! Разделяя швабры и ведра не только для санузлов и кабинетов, но и для текущих и генеральных уборок. И постоянно помнить, что «хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов». А стоимость аренды «отдельного помещения» проверяющих вообще не интересует…
Есть масса дорогостоящих, но бессмысленных требований, и все они влияют на окончательную цену лечения.
— Российская как бы Конституция как бы гарантирует как бы бесплатное здравоохранение. Почему тогда в районной поликлинике стоматология такая убогая и помощь получить совершенно нереально?
— При посещении районной поликлиники следует помнить о «дареном коне», в зубы которому, как известно, не смотрят. Если лечение «бесплатное», задайте себе вопрос, на какие деньги покупаются те или иные материалы? На деньги государства? А это значит — «тендер», который, как правило, выигрывает не самый достойный, а самый «дешёвый». И тут на сцене появляется «врач-карманник» с закономерным вопросом: «Вам бесплатно или хорошо?»
— А где это «хорошо»? Наверно, там, где нас нет?
— Мои пациенты часто кивают на запад, мол, там все в полном порядке. Сказки это! Другое дело, что «там» в медицинскую страховку входит профилактика. А вот необходимость в непосредственном лечении зубов многие заграничные коллеги рассматривают (и вполне обоснованно!) как наплевательское отношение пациента к своему здоровью и пренебрежение профилактическими мерами. А коли так — плати!
— Существует устойчивое мнение, что именно в государственных лечебных учреждениях России работают самые высококвалифицированные специалисты, так ли это?
— Действительно, в стационарах и поликлиниках до сих пор трудится много достойных врачей, однако немало и тех, кто заранее сознает, что идет в «госмедицину» нарушать закон и медицинскую этику. Ведь здесь удивительным образом совпадают интересы врача и пациента. Чего хочет пациент? Сэкономить! Чего хочет стоматолог с «государственной зарплатой» в 15 тысяч рублей? Заработать! И они быстро находят консенсус: «в карман мимо кассы». В итоге получается — «мимо качества»…
— Как же тогда лечиться, чтобы не разориться?
— Собственно, «стоматологическая экономика» вся на поверхности. Врач может сэкономить исключительно на стоимости расходных материалов или стоимости собственных трудозатрат. Все! Понятно, что себя, любимого, он обижать не будет, поэтому, обещая пациенту «дешевые зубы», он сознательно идет на обман: применяя третьесортные материалы, опускает планку качества. Работая «на карман» и используя «государственный статус», такой врач не несет затрат на оборудование, не участвует в лицензировании, не проходит проверки Роспотребнадзора, не платит налоги. И еще много чего он не делает. С большим сожалением говорю: сегодня стоматология многими «врачами-карманниками» расценивается как бизнес.
Еще одна беда — «серая», полуподпольная стоматология. В Москве, да и по всей России действует бесчисленное количество лечебных стоматологических «Центров» — и внешне основательных, и откровенных однодневных подвальных забегаловок. «Серым» очень вольготно живется. Они не ведут ни медицинских карт, ни бухгалтерии, ни журналов учетов, вообще ничего. Они сдают стоматологическое кресло внаём, а кто на нём работает, им фиолетово. Как только возникают проблемы (а они у пациентов таких заведений возникают стопроцентно), «врачи» либо возвращают деньги (в лучшем случае), либо делают вид, что вообще не знают пациента.
Отдельная песня «дешевой» стоматологии — «гастролеры». Эти кадры вообще отмороженные, приезжают в Москву, спят в машинах, работают по две недели и обратно — «в деревню, в глушь, в Саратов». Это в лучшем случае. А то и в Бишкек или Душанбе. Есть целая сеть клиник, где все «лечение» построено по такому принципу, где пациент, рискуя своим здоровьем, попросту бесправен.
— А Роспотребнадзор куда смотрит?
— Дело в том, что по российским законам этот контролирующий орган первую проверку может провести не менее чем через пять лет после открытия лечебного учреждения. О такой «проверке» легко узнать даже в Интернете. И либо подготовиться к ней, либо еще глубже уйти в подполье. Видимо, подобная ситуация очень многих устраивает…
— Понятно, что зубные болезни, даже чужие, особого оптимизма не вызывают, но «свет в конце тоннеля» возможен?
— По служебной необходимости я часто бываю в разных странах — и в развитых, и, скажем так, не очень. И невольно сравниваю систему российского здравоохранения (в части стоматологии, естественно) с тамошней постановкой дела. «Скелеты в шкафу» имеются повсеместно, везде много своих проблем. Поэтому мой вывод о том, что «в России НЕ самая безобразная и нелепая организация стоматологической службы» — звучит вполне оптимистично.
Беседовал Валерий ВОЛОДЧЕНКО