Государства тратят миллиарды на борьбу с Facebook и Google. Кому они готовы отдавать эти деньги?
Американские IT-корпорации за последние годы стали настолько сильны, что обычные стартапы не способны вести с ними честную конкуренцию — этим гигантам удалось покорить рынок благодаря огромным экономическим ресурсам и поддержке властей. Чтобы хоть как-то уравнять силы, европейские государства начали уделять повышенное внимание собственным цифровым рынкам. Причем в ход идут не только регуляторные меры, но и финансовые — власти оказывают локальным разработчикам значительную поддержку. Россия не отстает: в стране создаются необходимые условия для конкуренции с популярными западными соцсетями и сервисами. Как разные государства защищают права своих местных компаний и возможно ли вообще победить американских голиафов — в материале «Ленты.ру».
За горизонтом
В 2014 году в Европе запустили проект Horizon 2020 («Горизонт 2020») — крупнейшую программу для поддержки и поощрения исследований в области различных областей экономики. Власти ЕС выделили на эти цели беспрецедентные 80 миллиардов евро, и это не считая частных инвестиций. Весь бюджет рассчитан на семь лет, а отдельно на развитие блока «Индустриальное лидерство» (куда вошли освоение космоса, информационные и коммуникационные технологии) отводилось почти 18 миллиардов евро.
«Цель фонда состоит в том, чтобы гарантировать, что Европа обеспечивает науку мирового класса, устраняет барьеры на пути к инновациям и облегчает совместную работу государственного и частного секторов над внедрением инноваций», — говорится на сайте Европейской комиссии.
Авторы программы уточняют, что «Горизонт 2020» открыт для всех: бюрократия сведена к минимуму, поэтому участники могут сосредоточиться на быстром запуске новых проектов. При этом получить бюджеты могут университеты, научно-исследовательские организации, малые и средние предприятия не только из Европы. Партнерами фонда также являются Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Украина и США.
В мае 2020 года стало известно, что ЕС выделяет 49 миллионов евро на поддержку девяти проектов, которые занимаются развитием инноваций в системах кибербезопасности и защиты данных. 41 миллион евро из бюджета уйдет в проект «Горизонт 2020». Кроме того, в грантовую поддержку включили фонд Connecting Europe Facility (CEF), специализирующийся на развитии цифровых проектов. В его рамках будет профинансирован еще 21 IT-стартап.
Французская революция
Несмотря на то что Франция является членом Евросоюза, в стране предпринимаются собственные меры финансовой поддержки локальных IT-компаний. В марте 2020 года власти объявили о планах выделить 4 миллиарда евро на эти цели.
«Стартапы представляют собой растущую часть экономики, особенно когда речь идет о рабочих местах. Они также работают над инновационными продуктами и услугами, которые оказались особенно полезными во время изоляции: например, телемедицина, решения для удаленной работы или доставки», — заявил министр по цифровым технологиям Франции Седрик О (Cédric O), добавив, что до 20 процентов рабочих мест в стране созданы стартапами.
Технологические компании, которые находились в поисках нового раунда финансирования, получили возможность привлекать промежуточный раунд от государственного инвестиционного банка Bripfrance по национальной «Программе инвестиций будущего» (Programme d’Investissements d’Avenir, PIA). Банк предлагает стартапам по 80 миллионов евро, при этом такую же сумму готовы профинансировать и частные инвесторы.
Стартапам также помогли с получением кредитов, обеспечиваемых государством. Ими могут воспользоваться даже те компании, которые не имеют выручки, — главное, чтобы фирма соответствовала определенным критериям. Так, базирующиеся во Франции предприятия могут брать ссуду в размере, не превышающем сумму заработной платы всех сотрудников за два года (или 25 процентов годового дохода), — зависит от того, что больше. На эти цели власти выделили два миллиарда евро. Другое новшество касается налогов: стартапы смогут быстрее производить расчеты по возврату НДС. На этот пункт государство готово отдать 1,5 миллиарда евро.
Любопытно, что страна выделяет деньги не только на поддержку локальных IT-компаний, но и на их защиту от поглощения иностранными технологическими гигантами. Так, местные власти создали фонд на 150 миллионов евро, чтобы финансировать стартапы, которые могут стать добычей для «нежелательных» корпораций (очевидно, что речь идет об американских компаниях). В 2021 году этот фонд могут расширить до 500 миллионов евро.
Не игрушки
Еще в 2011 году Германия обозначила новую программу «Индустрия 4.0» (Industry 4.0), основная цель которой — более широкое применение информационных технологий в производстве. Для этого правительство активно инвестирует в технологические стартапы. Министерство экономики выдает гранты для информационных проектов (программы EXIST-Forschungstransfer и EXIST-Gründerstipendium), а государственный банк KfW предлагает льготное кредитование для среднего и малого бизнеса. Например, местные стартапы могут получить до 100 тысяч евро по ставке всего 2 процента годовых. Другие программы дают возможность взять ссуду до 500 тысяч евро.
Отдельного внимания заслуживает поддержка немецким правительством разработчиков видеоигр. В рамках программы финансирования страна уже несколько лет подряд закладывала в бюджет по 50 миллионов евро на развитие игровой индустрии. А с сентября 2020 года базирующиеся в Германии разработчики получили возможность возмещать до 50 процентов затрат на производство (сюда попадают проекты стоимостью от 100 тысяч до 2 миллионов евро). При распределении грантов оценивается культурная ценность игры и количество рабочих мест, созданных во время ее разработки.
Отобрать и поделить
Несмотря на значительные финансовые затраты Евросоюза и ведущих европейских государств на поддержку собственной IT-индустрии, положительные результаты не так заметны. Для сравнения: летом 2020 года рыночная капитализация американских IT-гигантов превысила общую капитализацию рынка акций всего Евросоюза — 9,1 триллиона долларов против 8,9 триллиона. Хотя еще 13 лет назад акции технологических компаний США ценились в четыре раза меньше, чем европейские. Эксперты считают, что эффект от инвестиций нивелируется недостаточным регулированием.
«Политика доминирования зарубежных IT-гигантов на мировом рынке технологий естественным образом препятствует эффективному развитию стартапов и перспективных IT-проектов», — объясняет сложившуюся тенденцию исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его словам, монополизация рынка существенно ограничивает возможности разработчиков, которые теперь не могут экспортировать новые продукты и продвигать их на глобальные рынки.
Схожей точки зрения придерживается и председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев. Эксперт говорит, что развитие стартапов в условиях доминирования американских IT-гигантов возможно и без финансирования государства, но добиться какого-либо результата в такой ситуации крайне сложно из-за конкуренции с огромными корпорациями.
«В большинстве случаев даже хорошо развивающиеся стартапы или сделанные стартапом продукты, как правило, выкупаются большими корпорациями на их условиях и впоследствии имплементируются [встраиваются] в общую экосистему IT-гигантов. Такое мы наблюдали уже не раз», — сказал Журавлев.
Эксперт привел в пример корпорацию Facebook, которая поглотила мессенджер WhatsApp и социальную сеть Instagram. В начале декабря 2020 года Федеральная торговая комиссия (FTC) США подала антимонопольный иск в отношении Facebook. Власти потребовали, чтобы компания продала популярные сервисы, перестала навязывать антиконкурентные условия разработчикам, а в будущем запрашивала одобрение сделок на сумму более 10 миллионов долларов.
«Приобретение Instagram в апреле 2012 года за один миллиард долларов одновременно нейтрализовало прямую угрозу для Facebook и усложнило другим социальным сетям возможность конкурировать с корпорацией», — заявили представители FTC в своей жалобе. Они также написали, что Facebook боялась конкурента в лице WhatsApp, поэтому выкупила его в 2014 году за 19 миллиардов долларов, тем самым нейтрализовав угрозу монополии.
Любопытно, что в 2012 и 2014 годах регуляторы одобряли сделки Facebook, однако сейчас пересмотрели свои решения и провели дополнительное расследование. Результаты показали, что Facebook злоупотребляет своим положением на рынке. Схожие иски от американских антимонопольных ведомств уже получила и Google, которую обвинили в злоупотреблении положением в сфере поисковой рекламы и интернет-поиска.
Незадолго до этого в Конгрессе США прошли слушания по антимонопольному делу, где свои показания давали глава Apple Тим Кук, владелец Amazon Джефф Безос и основатель Facebook Марк Цукерберг.
«Слушания показали, что эти компании в том виде, в каком они существуют сегодня, являются монополистами. Некоторые из них нужно разделить. Всех их нужно обязать подчиняться специальному регулированию. Мы должны убедиться, что антимонопольное законодательство, появившееся более века назад, продолжает работать и в цифровую эпоху», — сказал после слушаний председатель юридического комитета Палаты представителей Конгресса США Дэвид Чичиллине (David Cicilline). Иными словами, даже американские власти видят опасность в том, что их IT-гиганты заняли доминирующее положение во всем мире.
На старт
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты считают, что в России можно создать условия для развития отечественных IT-проектов и защитить отечественных производителей от агрессивной конкуренции со стороны монополистов. Однако для этого потребуется помощь государства, говорит Ренат Лашин.
«Финансовая поддержка собственных IT-компаний, а также законодательное регулирование цифровой индустрии страны с учетом интересов российских разработчиков — вот, пожалуй, одни из основных методов противостояния неконкурентному поведению зарубежных монополистов», — уверен исполнительный директор АРПП «Отечественный софт».
Александр Журавлев считает, что регуляторная и финансовая поддержка российской информационно-технологической индустрии находится на высоком уровне. Он выделил несколько основных направлений IT-реформы по защите отечественных разработчиков. Эксперт назвал «достаточно серьезными» налоговые льготы для технологических компаний. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который вступит в силу в январе 2021 года. Благодаря ему налог на прибыль для IT-компаний снизится с 20 до 3 процентов, а ставки страховых взносов — с 14 до 7,6 процента.
«Это, несомненно, будет способствовать повышению конкурентоспособности российских компаний и их решений», — согласился Лашин.
Вторым важным государственным решением Журавлев назвал принятие закона об экспериментальных правовых режимах (в народе — закон о «песочницах»). Этот проект позволяет создать в определенном регионе зону, в которой будет сделано исключение из общего правового регулирования. Другими словами, на этой территории стартапы смогут тестировать свои продукты без получения лицензии и без риска нарушить существующий закон — например, «обкатывать» беспилотные автомобили. Если пилотный режим пройдет успешно, компании смогут выходить с новым продуктом на рынок.
«У любого закона цикл принятия от полугода и до двух лет. Чтобы не проходить этот долгий путь, такой механизм, как экспериментально-правовой режим, очень эффективен и применяется во всем мире. Великобритания еще в 2012 году его сделала, наши соседи (та же Белоруссия) сделали ПВТ (Парк высоких технологий) еще в начале 2018 года», — добавил эксперт.
Помимо законодательного регулирования, власти страны должны помогать отечественным компаниям и в финансовом плане, говорят эксперты. По мнению Журавлева, Россия уже неплохо справляется с этой задачей.
«На сегодняшний день идет несколько кампаний для разного рода технологий, в которых государство отбирает проекты и по результатам отбора выделяет им гранты для развития проектов. Этим занимаются институты развития», — заявил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР.
До 2024 года российские чиновники пообещали выделить 20 миллиардов рублей на поддержку IT-компаний. При этом 7,1 миллиарда стартапы могут получить уже до конца 2020 года (этими средствами можно будет покрыть до 80 процентов стоимости проекта). Распределением бюджетов занимаются фонд «Сколково», Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) и Фонд содействия инновациям (ФСИ).
ФСИ будет работать с самыми молодыми проектами, специализирующимися на ИИ, блокчейне, интернете вещей и новых производственных технологиях. Для них предусмотрены гранты до 20 миллионов рублей. А в программе «Старт» могут участвовать даже физические лица — у них есть возможность получить до трех миллионов рублей на реализацию их идей.
«Сколково» дает гранты в размере до 80 миллионов рублей на пилотное коммерческое внедрение российских цифровых продуктов, сервисов и платформенных решений. Самые значительные суммы выдает РФРИТ — лидеры отрасли могут получить от 20 до 300 миллионов рублей.
В сентябре 2020 года в Минэкономики рассказали о планах создать новый госреестр с подробными данными о деятельности российских IT-стартапов, которые претендуют на государственную поддержку. Это решение поможет ускорить подачу заявок и выделение средств, отмечают в ведомстве.
Алексей Глинкин
По материалам: “Лента.Ру”