Открывай ворота – закрывай поле

Почему в центре России насаждается американский образ жизни?

В этом году высокопоставленные лица государства зачастили на Брянщину: всем охота посмотреть, как развивают здесь мясное животноводство, на что выделены миллиардные кредиты. Вот и председатель правительства Дмитрий Медведев почтил вниманием этот регион, заявив, что говядиной мы должны насытить россиян, а еще отправлять ее на экспорт. Никто из чиновников, как местных, так и столичных, понятное дело, не возражал. А вот обычные жители, которые не знают всех тонкостей дела, говорят о том, что видят и о чем думают.

При этом их общее мнение сводится к следующему. Экспорт – это, мол, хорошо, но не получится ли так же, как с газом и нефтью: за границу продаем по невысокой цене, а внутри страны – втрое дороже?». К тому же, кого собираются кормить «мраморным мясом», если килограмм, говорят, стоит несколько тысяч рублей. Москвичей и петербуржцев, у кого доходы в десятки раз выше, чем у брянцев? Наверное, так. Однако, посмеем предположить, скорее всего, расчет на европейцев – вот для них-то Брянщина станет «сырьевым придатком».

Другое мнение, вернее, негодование связано с «безобразиями», которые творит инвестор – компания «Мираторг» – на брянской земле. В Почепском районе, например, ее трактора вспахали некоторые поля, которые прежде обрабатывали местные хозяйства. Так было возле поселка Октябрьский и села Пашково. Другая неприятность связана с дорогами – тяжелая сельхозтехника, кочуя с одного поля на другое, из одного района в другой, разбила многие полевые и сельские дороги. Кто их будет восстанавливать? Вопрос риторический.

Но больше всего возмутило людей то, что выкупленные у них поля компания перегородила проволокой и закрыла прежние пути в леса, на луга, к рекам и озерам. Ни проехать, ни пройти. Полевые и лесные звери, не понимая, что изменились условия их обитания, калечатся на привычных тропах. Жительница почепского поселка Красный А. Шалыго с болью в сердце говорила: «Недалеко от нашего дома – прекрасное урочище, прежде мы по ней ходили в лес. А теперь его перетянули проволокой. Обидно. По этому поводу я обратилась в природоохранную прокуратуру и попросила снять ограждение». Досталось от нее и животным: «Это не коровы и бычки, а какие-то мутанты».

Словом, не принимает местное население компанию. Не понимает оно и того, почему появляются на Брянщине другие «инвесторы».

В селе Мужиново Клетнянского района четыре года назад начала действовать фирма «Брянск-Агро», которая специализируется на выращивании картофеля. Местный сельхозкооператив «Родина» поначалу помогал ей, чем мог: и людьми, и техникой, и складскими помещениями. А у той год от года росли аппетиты, и теперь ее руководство вкупе с областным и районным начальством предлагают крестьянам продать инвестору и землю, и хозяйственные постройки. Председатель кооператива Николай Рединов не согласен. «В районе это единственное хозяйство, которое сохранило поголовье скота, засевает 1200 гектаров сельхозугодий, обеспечивает работой шесть десятков человек, вовремя выплачивает заработную плату и оказывает селянам различные услуги. Другие бывшие колхозы и совхозы разорились. Где-то содержат всего 30 голов скота, а где-то только быка-производителя. Поля зарастают мелколесьем. Почему бы инвестору (тому же сенатору от Воронежской области Николаю Ольшанскому) не брать пустующие земли? Нет, хочет прийти на готовое. Отсюда – резонный вопрос: а есть ли у него деньги? Может, это блеф – миллионные вложения в развитие сельского хозяйства?

Жители Мужинова уверены: инвестор заносит сюда иные нравы и иной уклад жизни. Топ-менеджер построил себе коттедж и огородил его высоким забором, а у селян всегда все было на виду. Одно время держал в доме прислугу – когда-то таких людей называли батраками. Не строят ли в селе помещичье-капиталистический строй, когда одни становятся барами, а другие – крепостными?

Против заборов и стремления захватить «общинные» земли на днях выступили и жители поселка Локоть Брасовского района. Всему миру известен местный конезавод. Его рысаки ставили рекорды на многих заездах и возвращались домой с наградами. Надо бы гордиться такими достижениями. Жители и гордились, пока завод воспринимали своим, а когда его передали арендатору (московскому бизнесмену Н.Исакову) и тот вздумал выкупить его с землями, на которых, как считают В. Волков, В. Полякова и другие поселяне, расположены резервное кладбище, часть улицы с домовладениями, артезианская скважина со станцией первого подъема и другие объекты, то отношение изменилось. Пикетчики требовали «Руки прочь от малой Родины!» и говорили много неприятных слов в адрес руководителей района и поселка, которые даже не соизволили объяснить им, что происходит. Впрочем, что они могут сказать? Теперь инвестор диктует условия игры, вернее – условия местной жизни. Хочет – перегородит поля и луга, перекроет тропы и дороги. У жителей сел и деревень от этого неприятное ощущение – будто попали в резервацию.

Они полагают, что в центре России внедряется американский образ жизни. Отсюда – ковбои, лассо, скакуны, два заученных иностранцем русских слова: «Открывай ворота». Все это можно было видеть в телерепортажах о пребывании Дмитрия Медведева на Брянщине. Показали нам и то, как во время сильного ветра и ливня затрещали и стали валиться стены павильона, в котором проходило совещание по аграрным вопросам. В эти минуты, наверное, не один брянец подумал: «Знак свыше. Не развалится ли так же то, что сейчас возводится за счет кредитов и бюджетных средств, – гигантские животноводческие комплексы? Как они будут существовать без финансовой подпитки?». Крестьяне боятся, что у них самих может быть такая же судьба, как у колхозов и совхозов.

 

Николай ЕГОРОВ|

собкор «НВ»|

Брянская область

Ранее

Решение трудового спора

Далее

Мальчик с Белого озера

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru