Федеральная таможенная служба взяла декларацию личных грузов под тотальный контроль, экспресс-перевозки встали, эксперты пугают появлением новых посредников
Пока вся страна, подобно боксеру в углу ринга между раундами, усиленно «отходит» от последствий коронавирусного удара по экономике и готовится к следующему, российская таможня заставляет клиентов оставаться в тонусе. С пугающей регулярностью в новостных лентах появляются сообщения о задержках с таможенным оформлением посылок из иностранных интернет-магазинов. На складах растут горы застрявших пакетов и посылок, а у граждан заканчивается терпение: ну не три же года заказанного ждать? Почему таможня не дает добро, попробуем разобраться.
Трудности перевода
С лета 2018 года Федеральная таможенная служба (ФТС) проводит некий эксперимент, цель которого усовершенствовать подачу отчетности по экспресс-грузам. Речь в первую очередь о посылках с международных интернет-ресурсов, которые так полюбились россиянам в последние годы.
Увидев, что поток стал неиссякаемым, фискалы решили его несколько бюрократизировать (а вернее – взять под тотальный контроль). 15 июля 2018 года выходит Приказ ФТС №1060, который регламентирует Порядок использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования. Первоначальная реакция тех, кого он касался – перевозчиков, грузооператоров, была сдержанной. Начались стандартные рабочие процедуры – встречи, совещания, обсуждение, как работать по новым правилам.
В процессе обсуждения выяснилось, что таможня жаждала получать детализированную отчетность по всем отправлениям. Не сказать, что это сильно удивило участников рынка грузоперевозок. Профессионалы хоть и говорят с фискалами и бюрократами на разных языках, но одну особенность всех их нововведений усвоили четко: лучше не будет.
Так и здесь. Первыми поняли, как, мягко говоря, мудрено будет жить по новым правилам, операторы, работающие с грузопотоком из Китая (а это очень солидная доля рынка). Представьте себе огромный перечень данных на китайском языке, который кое-как переводят на английский и присылают в Россию. Здесь же этот не самый точный и литературный перевод адаптируют уже под великий и могучий, и потом уже помещают в отчетность. Надо ли уточнять, что любое формальное отклонение – повод наказать. Фискалы верны бюрократическим традициям!
На практике дела обстояли из рук вон: информационные системы запестрили недоработками, экспресс-перевозчики, неготовые к такому повороту событий, стали плодить ошибки. То подают данные в форматах, не подходящих таможне, то допускают неточности в сложной цепочке переводов, то слишком поздно реагируют под гнетом значительных предновогодних объемов и многое другое. Любая нестандартная схема выдачи – например, обратный возврат остатков отправителю – дополнительная головная боль, потому что никто толком не знает, как сделать это все правильно. Получение электронных сообщений от таможенных органов самого ожидаемого вида – «выпуск разрешен» – стало сродни новогоднему чуду.
Квест – это по нашему?
Согласно первоначальному плану, эксперимент ФТС с переходом на новую систему работы с экспресс-грузами должен был закончиться 15 апреля 2021 года. Это было логично: к этому моменту сезонный объем перевозок падал, и можно спокойно внедрять новые системы. Однако на то и правила, чтобы менять их, как кому-то очень захотелось. Вот и решил кто-то, что хорошей идеей будет сократить срок, запустить работу по новой с 1 августа 2020 года. В январе 2020-го таможня публикует соответствующий Приказ №112-ФТС, который радикально передвигает сроки.
Даже если пытаться искать логику и обоснование подобного решения и умолчать о многих особенностях «ковидного» 2020 года (тем более, что в январе все казалось очень типичным и очевидным), то один вопрос все равно останется: зачем аккурат перед началом сезона высокой активности экспресс-перевозок начинать экспериментировать?! Тем более уже было очевидно, что новые правила нуждаются в доработке.
Но с января до августа – срок пусть и небольшой, но время-то есть, успокаивали себя грузоперевозчики. Бюрократы думали также. И только 20 июля (!) текущего года ФТС направляет причастным лицам письмо, информирующее о новой особенности работы – необходимости подачи детализированной отчетности. До этого об этом на встречах таможенников с представителями перевозчиков, по их словам, не было сказано ни слова.
Массовое недоумение, сменяющееся паникой и столь милым нашему сердцу авралом, – таким запомнилось 1 августа 2020 года всем, кто стоит на передовой экспресс-перевозок. Последовавшее чуть позже заявление главы ФТС Владимира Булавина о том, что «в 2030 году скорость, удобство и простота таможенного оформления достигнут совершенно нового уровня – главными элементами станут цифровые технологии и искусственный интеллект», было воспринято с недоумением. Если до начала обработки грузов с космической скоростью шагать еще две «пятилетки», то зачем было так спешить в 2020-м?! Тем более, что уже в конце августа стало ясно, что тестировать систему можно только в «боевом» режиме, отдельных тестовых мощностей не было…
Очень реально и глубоко в творившийся бардак окунулись экспресс-перевозчики, работающие с Шереметьевской таможней. Крупнейший аэропорт, центр притяжения отправок и посылок, снабжает предпраздничную, потрепанную коронавирусом Москву товарами. Сводки из аэропорта, где в онлайн режиме проходят бесчисленные совещания экспресс-перевозчиков и складов с таможней, рекой широкой текут претензии, – не то что в одной статье, под одной обложкой не собрать!
Работа по новым правилам превратилась в настоящий квест. Процедуры не описаны, регламенты отсутствуют, как обмениваться данными с экспресс-перевозчиками – решительно непонятно, да и системы у всех разные. В итоге «продвинутая цифровизация» скатывается на уровень пересылки по электронной почте «Excel»-евских файлов (!). Спасибо хоть не голубями… Качество и скорость доставки становятся труднодостижимыми задачами.
На то и таможенник
14 сентября в Шереметьевской таможне созывается совещание. Робкие надежды грузооператоров на то, что сроки наладки сбоившей системы таки перенесут на апрель 2021-го, разбиваются о броню таможенников, которым за державу не стыдно. Представители таможенной службы выносят вердикт: без детализированной отчетности выпускать товары не будут.
В октябре, когда грузов уже действительно много, со стороны таможни появляется обновленный альбом форматов электронного обмена. К этому моменту «сырая» система продолжает сбоить и добавлять сложности к обработке грузов. Тем временем к подаче детализированных сведений присоединяются все новые экспресс-перевозчики и погрязают в проблемах: системы у всех по-прежнему разные. «Переобуваться» приходится и на ходу, и на лету, в «боевом» режиме на фоне постоянного роста грузопотока.
А в это время Шереметьевская таможня начинает составлять протоколы. Их список автоматически пополняется за счет неразберихи с внедрением новой таможенной системы. И, вроде бы, все объяснимо: на то и таможенник, чтобы коммерсант не скучал. Но тогда имейте смелость, мух от котлет-то отделите, господа таможенники. Скажите честно, цифровизация, прозрачность, достоверность, оперативность, – это только разговоры, чтобы в новостной повестке поучаствовать. А сущность, похоже, неизменна: фискальная, обвинительная, карательная.
Логика бюрократов
Законность подобных постановлений о привлечении к административной ответственности очень сомнительна. Нет четких регламентов, опробированных сценариев работы. Но уже есть наказанные, – такова действительность. Поэтому многие постановления, вынесенные таможенниками, уже оспариваются в судах. Но это требует времени. О судебной практике в отношении нетерпеливого таможенного органа мы узнаем уже в следующем, 2021 году.
Максимально абсурдно смотрится обвинение авиационных складов временного хранения. Такое ощущение, что таможенные органы просто не придумали, на ком еще выместить свою злость.
Судите сами, в цепочке отправки Вашей посылки из, допустим, Китая, участвует огромное количество людей: от оператора, который обрабатывает заказ клиента на сайте интернет-магазина и иностранного грузового агента, отправляющего груз, до российского экспресс-перевозчика и отечественного грузооператора. По большому счету, россиянину, заказывающему кроссовки или комплект нижнего белья абсолютно безразлично, в какой момент этот товар превращается в груз. Это – дело профессионалов. И они-то сегодня испытывают, мягко говоря, недоумение от работы новой системы.
Несмотря на то, что конкретно данные о товаре (а именно это интересует таможню, именно поэтому и начался весь этот бюрократический ад), имеет, по сути, только продавец и покупатель, а все остальные представители логистической цепочки работают с грузом, таможня штрафует и отечественных грузооператоров. В нашем случае, протокол могут выписать на российский склад временного хранения. Тот самый, который получает информацию от других участников цепочки и обязан передать ее в таможенный орган. Но как это возможно?! Понятно, что раньше гонца могли наказать за плохие вести, но мы вроде как не в средневековье живем…
Им не за державу обидно
Аналогии с давно прошедшими временами возникают еще и потому, что крепнет убеждение: уверения фискалов во взятом курсе на эффективность и цифровизация, похоже, останутся в формате разговоров. Они сроки для космических перемен измеряют десятилетием, а здесь и сейчас мыслят совсем о другом. О том, что понятнее и привычнее для них. О деньгах.
Первый заместитель руководителя Федеральной Таможенной Службы Руслан Давыдов в интервью «Ведомостям» на всю страну заявляет, что в рамках интернет-торговли «все должно облагаться платежом». Как это по нашему! Есть популярная опция – значит, надо на ней заработать.
Пошлину ввести легко. Работу наладить сложно. Для получения объективной отчетности нужны отработанные каналы, а программные решения у всех сторон перевозки груза должны хорошо сочетаться. Вся процедура нуждается в грамотном регулировании путем издания подробных регламентов, каждый пункт которых проработан, опробован и доказал свою работоспособность.
Но эта работа требует времени и профессиональных решений. С введением новой подати попроще будет. Как и с еще одной новацией, о которой господин Давыдов проговорился в том же интервью. Таможня мечтает о создании института операторов интернет-торговли. То есть, между покупателем и продавцом, по мысли фискала-надзорника, должен появиться посредник. Оплатит его «ничегоне деление» (ах, простите, надзор и контроль), естественно, покупатель, то есть мы с вами. Впрочем, разве мы за последние годы не привыкли именно к такой схеме «частно-государственного партнерства», приводящей к одному – повышению тарифов под благостные уверения совсем о другом? Очередной риторический вопрос.
Поэтому если через какое-то время мы услышим о создании нового акционерного общества с участием очень уважаемых тендерными комиссиями людей, которому от государства будет предоставлено уникальное право взимать с граждан плату за оформление интернет-посылок, вспомните эту историю. Вспомните, кто придумал способ, как превратить работу чуть ли не в каторгу, а доставку – в бесконечное ожидание со всегда неизвестным результатом. Вам надоело ждать, а им – стоять и смотреть, как ваши деньги получают другие.
Павел Григорьев
По материалам: “Наша Версия”