Школы для одаренных детей расформировывают ради экономии.
Законодатели придумали новый способ сэкономить. На детях. Реформа образования с идеей «оптимизации» школ вызвала бурю негодования среди педагогов спецшкол и родителей одаренных детей. Теперь по задумке чиновников от образования лицей и гимназии сольются с обычными школами, на базе которых будут формироваться профильные классы. Однако эксперты уверены – уничтожение спецшкол с целью экономии на образовании одаренных детей приведет к падению общего уровня образования в России.
В связи с этим ведущие учителя лучших московских школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических школ и других профильных школ. «Школы должны быть разными, – говорится в письме. – Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы. На смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке…».
Однако основной мотив чиновников преподаватели видят не в их желании сделать систему лучше, а в простой оптимизации средств. Дело в том, что спецшколы за дополнительную нагрузку в виде спецкурсов, факультативов, кружков, получали до недавнего времени большие деньги по сравнению с обычными. А новый формат подушевого обеспечения школьника не предполагает дополнительных средств из бюджета на одаренного ребенка.
Хотя, если сделать простейший расчет станет ясно – упразднение лицеев экономически совершенно не оправдано. Давайте прикинем на примере Москвы, что будет, если забрать у спецшкол лишние деньги и распределить между всеми. В столице около ста лицеев и гимназий. Всего школ — около двух тысяч. В среднем спецшколы получали вдвое больше, чем обычные, в расчете на школьника. Отбираем эти деньги, получаем 100 средних финансирований одной школы. Делим на 2000 школ, получаем повышение на 5% (или даже меньше, ведь специализированные школы малочисленнее массовых). Золотой дождь на средние школы не прольется, а вот спецшколы погибнут. Пока выход один – собирать деньги с тех детей, кто уже учиться в лицее, а не можешь – добро пожаловать в обычную школу. Однако, если у старшеклассников еще есть выбор, в младшие классы лицейских школ набор планируют прекратить уже в этом году. «У нас решили их ликвидировать одним махом. То есть в проекте закона об образовании сказано: никаких спецшкол, гимназий, все равны перед законом, всем подушевое финансирование. Это на самом деле бьет по настоящим сильным школам», – говорит учитель математики Александр Ковальджи.
«Я считаю, что нормативно-подушевое финансирование, когда школу финансируют в зависимости от количества детей, которые в ней учатся, то есть считают, буквально, по головам — ущербно, – говорит директор московской школы № 1199 «Лига школ» Сергей Бебчук. – Предполагается, что все школы будут обучать своих питомцев на одном уровне. Но, к сожалению, дети все разные. В итоге одним детям финансирование окажется избыточным (их учебные интересы не превышают «пройти и забыть»), а другим детям этого финансирования явно будет недостаточно. А в большой школе-комплексе, где собраны и те и другие, одних будут финансировать за счет недоиспользования средств другими. То есть в одной школе «объесть» одних в пользу других – нормально, а собрав детей в особую школу – нет. При этом, расчет подушевого финансирования предполагает, что на детей государство тратит деньги только через систему образования. Но это совсем не так. Давайте посчитаем, сколько денег тратит МВД на детские комнаты, на профилактику и борьбу с беспризорностью, на борьбу с детской преступностью, а также на колонии для малолетних преступников. Много миллионов рублей. А сколько тратится на профилактику и борьбу с наркоманией вообще трудно представить. И эденьги точно не потрачены учениками школ для детей «с особыми образовательными потребностями». Почему из-за повышенного внимания к образованию они не приобрели, а потеряли? Где же справедливость?»
Справедливость, по мнению чиновников, будет заключаться в том, чтобы прогонять школьников через тесты на одаренность, и тем, кто покажет наивысшие результаты, выплачивать гранты на дополнительное обучение. Однако, ни условий для реализации этих денег, ни гарантии того, что в обычной школе наберется достаточное количество умников и умниц для создания спецсекций, нет. Однако тот подход сразу вызвал много нареканий у специалистов. Однако несмотря на активное выступление педагогов, спецшколам настоятельно рекомендуют начать процесс объединения с обычными школами. В этой ситуации многие преподаватели собираются за счет личного времени поддерживать талантливых ребят и до последнего спорить с теми, кто за оптимизацией видит не реальных детей, а способ сэкономить – себе в карман.
Таисия ИЛЬИНА