Правительство Мозамбика игнорирует разрастающийся филиал ИГ* (террористическая группировка, запрещена в РФ) в провинции Кабу-Дельгаду, которая находится на севере страны
По данным издания «Ytro.ru», теперь к проблеме местных властей с ростом числа беженцев прибавилась еще и деятельность радикальных боевиков. Как сообщает издание, активизация боевиков подрывает экономику и дестабилизирует обстановку в регионе.
Например, в Кабу-Дельгаду крупная французская компания Total разрабатывает газовые запасы. Однако в конце минувшего года столкновения с боевиками происходили вблизи строящегося завода по производству СПГ, что вынудило руководство фирмы приостановить работу и сократить число сотрудников на объекте.
За несколько лет разрозненные ячейки боевиков сплотились в боеспособный филиал ИГ*, установивший контроль над несколькими населенными пунктами. Мапуто эту проблему игнорирует, не придавая ей значения. В 2017-2018 годах боевики еще не были объединены под флагом террористической организации, но власти страны уже тогда замалчивали информацию о ведении боевых действий.
Противостоять боевикам вызвались местные жители, среди которых множество ветеранов гражданской войны, способных защитить свои селения. Тем не менее правительство отказало им в просьбе снабдить оружием. На фоне реальной угрозы распространения экстремизма мозамбикские власти затормозили ввод войск Содружества развития юга Африки (САДК).
Впрочем, входящие в САДК страны и сами вряд ли пойдут на крупные траты для оказания военной помощи партнеру. Причиной этого являются экономические сложности, возникшие во время вспышки пандемии коронавируса.
В то же время существует пример Мали, где борьба с ИГ* и «Аль-Каидой»* (запрещена в РФ) должным образом не велась, из-за чего террористы проникли в соседние государства. Такой же опыт с группировкой «Боко Харам»* (запрещена в РФ) имеется у Чада, Камеруна и Нигерии.
Единственный вклад со стороны иностранных государств в борьбу с террористической угрозой на землях Мозамбика – это присутствие не добившейся каких-либо значимых результатов ЧВК Dyck Advisory Group (DAG) из ЮАР. В декабре 2020 года с ней продлили контракт, хотя сотрудники компании помогали ВС страны лишь разведкой и поддержкой с воздуха.
Осенью 2019 года, до заключения первого контракта с DAG, активность боевиков заметно упала. Примерно в этот же период западная пресса активно транслировала новости о присутствии «ЧВК Вагнера» на территории Мозамбика. Местные власти эту информацию не подтверждали, но и не опровергали.
Уже к зиме того же года число нападений радикальных исламистов возросло, что и послужило причиной заключения контракта с южноафриканской Dyck Advisory Group. Минувшей зимой Управление ООН по делам беженцев выступило с тревожными заявлениями касательно ситуации в стране, тогда же спикер мозамбикского правительства Филимао Свази заявил, что в провинции Кабу-Дельгаду нет не вышедших из-под контроля территорий.
На фоне развернувшихся событий позиция руководства страны, неспособного в одиночку решить проблему, выглядит непоследовательной.
*ИГИЛ, ИГ, «Исламское государство», «Аль-Каида», «Боко Харам» – запрещенные на территории РФ террористические организации