Входящей в холдинг AEON Романа Троценко компании «Северная звезда» для доставки угля по Северному морскому пути потребуется 28 судов ледового класса к 2032 году, Стоимость их строительства около $1,4 млрд
Компания «Северная звезда» миллиардера Романа Троценко (входит в холдинг AEON, принадлежащий бизнесмену) планирует построить 28 судов ледового класса для вывоза с угледобывающего проекта в Арктике. Стоимость строительства — $1,4 млрд, сообщает РБК со ссылкой на самого Троценко и презентацию компании.
«Северная звезда» в 2021 году планирует начать добычу угля на его Сырадасайском месторождении в Красноярском крае на полуострове Таймыр. Запасы месторождения оцениваются в 5,7 млрд тонн, в этом году компания намерен добыть 300 000 тонн угля. К 2030 году планируется довести добычу до 10 млн тонн. По данным губернатора Красноярского края Александра Усса, вложения в проект до 2025 года составят более 45 млрд рублей, эту цифру он на вызывал на встрече с Троценко в ноябре прошлого года. «У «Северной звезды» есть заинтересованность во фрахте судов дедвейтом 105-110 тыс. т ледового класса Arc 5 по контракту на перевозку (take or pay) или их аренду (time-charter)», — сказал Троценко изданию. «Северная звезда», по словам бизнесмена, не будет заказывать суда сама, она рассчитывает на профессионального перевозчика для выполнения этой задачи. В этой роли может выступить «Совкомфлот». Троценко добавил, что у этого перевозчика сейчас нет флота, рассчитанного на такой тоннаж, но она может его построить в эти сроки при договоренности о будущем контракте на перевозку.
Представитель «Совкомфлота» переговоры с «Северной звездой» комментировать не стал, но сказал изданию, что компания готова рассматривать различные проекты, связанные с морской транспортировкой грузов в Арктической зоне при условии, что параметры этих проектов будут соответствовать утвержденной стратегии компании. Компания Троценко до конца 2021 года планирует объявить конкурс, по результатам которого с победителем будет заключен контракт на перевозку с гарантиями оплаты. Сумму потенциального контракта Троценко не назвал. К 2024 году «Северной звезде» потребуется десять судов ледового класса для вывоза 6,5 млн т угля по Северном морскому пути в Нидерланды, Индию, Китай, Корею и Японию. Согласно презентации «Северной звезды» спрос на таймырский уголь есть у индийской Somani Group, у международного трейдера Trafigura и у российской «Северстали». «Северсталь» потенциально заинтересована в закупке угля с Сырадасайского месторождения после начала добычи при условии, что качество сырья будет соответствовать потребностям компании, сказал представитель компании.
Из презентации «Северной звезды», на которую сослался Троценко, следует, что стоимость каждого судна составит $50 млн или $1,4 млрд за 28 судов. Это выше цены судна такого класса на китайском рынке и ближе к стоимости в Европе, отметил руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. В Китае стоимость одного сухогруза такого класса находится в пределах $27-35 млн, а в Европе — как раз около $50 млн, уточнил он. «По сути, «Северная Звезда» идет по пути «Ямал СПГ» с длинным фрахтом и адресным распоряжением правительства по допуску судов под иностранным флагом для вывоза сырья из акватории Севморпути», — отметил глава консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев. По его оценке, российские верфи будут не в в состоянии построить необходимое проекту количество судов заявленного дедвейта, в то время как опыт показывает, что построенные на иностранных верфях суда легко ставятся под российский флаг. Худалов из АКРА предположил, что эти суда могут быть построены в Китае или Южной Корее.
«Ямал СПГ» — это первый завод НОВАТЭК, мощность которого составляет 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. «Дочка» НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2» строит сейчас второй завод по производству 19,8 млн тонн СПГ на Гыдане. Михаил Григорьев напомнил, что «Совкомфлот» готовится к новому контракту с «дочкой» НОВАТЭКа, в соответствии с ним под управление компании поступают 18 газовозов, строящиеся на судоверфи «Звезда» в Приморье и южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Этот флот еще надо обеспечить плавсоставом с опытом арктического судоходства в первую очередь, рассказал эксперт. По его словам, помимо «Совкомфлота» есть несколько компаний, заинтересованных в работе на круглогодичном длительном проекте и имеющих опыт перевозок угля в акватории Севморпути — например, это Nordic Bulk Carriers или Oldendorff Carriers GmbH & Co. По майскому указу президента Владимира Путина, грузопоток по СМП к 2024 году должен увеличиться до 80 млн тонн. По итогам 2020 года по нему было поставлено 33 млн т преимущественно нефти, сжиженного природного газа и металлов «Норильского никеля». Уголь по этому маршруту пока не поставляется, но его перевозка включена в план «Северной звезды» по увеличению грузопотока по СМП.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”